В стране

Самые главные пассажиры. ГАИ проверяет, как белорусы перевозят в машинах детей

Чтобы предупредить ДТП с участием несовершеннолетних, Госавтоинспекция с 10 по 16 июля проводит республиканскую акцию по контролю безопасной перевозки детей «Ребенок – главный пассажир». Особое внимание сотрудники ГАИ в эти дни уделяют водителям, которые игнорируют использование ремней безопасности и специальных детских удерживающих устройств при перевозке маленьких путешественников. В одном из таких рейдов побывала корреспондент 1prof.by.

Не обязательство, а безопасность

Вместе с сотрудниками отдела ГАИ Центрального РУВД Минска отправляемся на столичные улицы. По статистике, в городе с января по июнь в 26 ДТП пострадали 27 несовершеннолетних. Пассажирами транспортных средств были 6 детей (для сравнения: в 2016 году – трое, в 2017-м – один).

По словам старшего инспектора по агитации и пропаганде ОГАИ Центрального РУВД столицы Анастасии Редько, сейчас все больше сознательных родителей, которые апеллируют не к закону об обязательном использовании детских удерживающих устройств, а к здравому смыслу и чувству ответственности. «Бывает, останавливают наши сотрудники машину, а там и кресла, и бустеры в зависимости от количества маленьких пассажиров. Думаю, не очень ответственных родителей новые нормы подстегнули именно с финансовой стороны. Такие больше боятся заплатить штраф, чем думают о безопасности детей, поэтому сами пристегиваются, только когда увидят сотрудника ГАИ», – рассказала Анастасия Редько.

Едем к столичному аквапарку «Лебяжий». В разгар летних каникул многие ребята отправились в оздоровительные лагеря или к бабушкам. А тех, кто остался в городе, родители хотят хоть как-то развлечь. Поэтому даже в будний день с утра подъезжающих к аквапарку машин с детьми достаточно.

Старшие инспекторы ДПС ОГАИ Александр Дашиневич и Владимир Колтунов занимают свои «рабочие места». В первой остановленной машине – только взрослые. У водителя проверяют документы и отпускают.

В «малолитражке», повернувшей в сторону аквапарка следующей, на заднем сиденье виден силуэт ребенка. Инспекторы просят у мамы-водителя документы и заглядывают в салон. Порядок – девочка сидит в удерживающем устройстве. В качестве поощрения за сознательность родителей Анастасия Редько вручает малышке детский журнал. Говорит, чтобы в дороге было чем себя занять.

В очередной машине ребенок тоже в кресле. Родители признаются, что приняли все необходимые меры, потому что понимают – это прежде всего безопасность их малыша. А узнав о проводимой акции, благодарят инспекторов за работу.

Как пояснила Анастасия Редько, важно не только купить детские удерживающие устройства, но и установить их правильно. «Если взрослые посадили 5-летнего ребенка на заднее сиденье и пристегнули ремнем, то они глубоко заблуждаются насчет его безопасности. В этом случае лента будет находиться в районе шеи и при резком торможении просто сдавит ее», – добавила она.

Кресло в багажнике

Инспекторы останавливают еще один автомобиль, в котором едут сразу несколько детей. Оказалось, сзади девочка стоит, держась руками за передние сиденья. Понятно, что любопытным малышам так передвигаться гораздо интереснее. Но, поясняет женщине-водителю старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Центрального РУВД, в экстренной ситуации это чревато серьезными последствиями. Если, к примеру, ребенок сидит сзади, то при резком торможении он ударится о переднее сиденье. А когда стоит, то просто «вылетит» вперед.

За нарушение предусмотрена ответственность. Старший инспектор Александр Дашиневич поясняет автолюбительнице, что на первый раз она отделается предупреждением, и приглашает в машину для оформления. К слову, более серьезное наказание по данной статье КоАП – штраф до 4 базовых величин (до 98 рублей на сегодня).

Но не только сотрудники ГАИ предупреждают о возможных последствиях перевозки детей в машинах без кресел или бустеров. Сегодня в интернете немало роликов, где на манекенах показано, что происходит с непристегнутым ребенком во время аварии.

Тем не менее встречаются родители, намеренно или нет отказывающиеся от детских удерживающих устройств. А когда попадают в поле зрения инспекторов, начинают придумывать отговорки из серии «кресло осталось в моей машине, а сейчас я на машине супруга». По словам Анастасии Редько, встречались граждане, которые доставали кресла из багажников с комментариями: мол, «смотрите, оно у меня есть, но не успел поставить» или «ехать-то недалеко».

Личный пример показателен

К слову, именно формулировкой «ехать-то недалеко» очередной водитель объяснил, почему в машине ребенок сидел впереди. Согласно правилам, на переднем сиденье можно перевозить детей с 12 лет, пристегнутыми ремнем безопасности, либо младше – но в удерживающем устройстве. Кроме того, что мальчику не исполнилось 12 лет и он ехал без бустера или кресла, так еще и не бел пристегнут.

– Я разрешил отстегнуться – сын сказал, что ремень давит на живот, – начал оправдываться мужчина.

Как выясняется, подобные случаи не редкость. Родители не задумываются о том, что даже за 100 метров в пути может произойти все, что угодно: на дорогу внезапно выйдет пешеход или выедет велосипедист, выскочит кошка или собака. Избегая столкновения, водитель ударит резко по тормозам. Этого будет достаточно для того, чтобы ребенок получил серьезные травмы.

«Помню, несколько лет назад на кольцевой произошло ДТП. В автомобиле ехала семья: спереди родители, а сзади 10-летняя дочка. Машина перевернулась. Всем троим удалось отделаться незначительными повреждениями – родители были пристегнуты, ребенок находился в детском кресле», – заметила Анастасия Редько.

Старший инспектор по агитации и пропаганде особо подчеркнула, что все зависит от личного примера. Если папа или мама садятся в машину и не пристегиваются, то объяснить ребенку, почему он должен так делать, трудно. Сколько бы об этом не говорилось в СМИ или на личных встречах.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото автора