Наверх

Как развитие мозга влияет на успеваемость и социальную адаптацию ребенка

08 февраля 2023

По словам заведующей кафедрой общей и медицинской психологии Белорусского государственного университета, кандидата психологических наук, доцента Екатерины Беспанской-Павленко, психология начинается с физиологии.

Наука не стоит на месте. Однако полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых все еще нет. Впрочем, существует достаточное количество фактов, понимание которых может облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Заведующая кафедрой общей и медицинской психологии Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент Екатерина Беспанская-Павленко на пресс-конференции в Доме прессе отметила, что мозг ребенка, как и взрослого человека, устроен очень сложно.

При рождении у малышей уже присутствует огромное количество нейронов, с которыми он будет дальше развиваться. Их около 10 миллиардов. Примерно столько же, сколько звезд в галактике Млечный Путь. Развиваясь, мозг формирует нейронные связи. Чем больше впечатлений получает ребенок, тем больше становится нейронных связей. Особенно в первые годы жизни важно, чтобы у ребенка был приток самых возможных ощущений и впечатлений при познании окружающего мира, – пояснила кандидат психологических наук.

Эксперт также отметила, что зоны головного мозга созревают постепенно. Первыми формируются зоны, ответственные за сенсорику и моторику. То есть за то, как ребенок воспринимает мир и как он может двигаться, познавая мир.

– Затем постепенно созревают зоны, которые отвечают за речь. Примерно к 8-9 годам формируются зоны, которые отвечают за мелкую моторику. Самые важные зоны, которые отвечают за контроль и за то, как ребенок может контролировать свои эмоции и свою деятельность созревают в конце подросткового возраста, – рассказала о классической версии развития детского мозга заведующая кафедрой общей и медицинской психологии Белорусского государственного университета.

Полностью взрослым ученые считают мозг людей старше 20 лет.

Получается, что мозг малышей буквально создан для выучивания огромных объемов информации – синапсы, то есть соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений, формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков. Детский мозг жаждет новой информации и учится сортировать ее по категориям «важной» и «неважной». Именно по этой причине дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой.

Гармоничное развитие происходит при балансе между различными активностями – творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее. В таких ситуациях мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.

Вместе с тем существует такое понятие, как токсичный стресс. Данное состояние связано с особенностями созревания мозга. Токсичный стресс развивается у детей при отсутствии эмоциональной насыщенности жизни. Контакт с родителями, сверстниками, книгами помогает его избежать.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Александра ПОБАТА, носит иллюстративный характер

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 мая 2024 17 мая 2024 16 мая 2024 15 мая 2024
Все новости