«Моя Галя»: она добирается к пенсионерам через лес, а ее готовы носить на руках
История о соцработнике Галине, которая добирается к пенсионерам через лес и которую они готовы носить на руках.
В 7.20 Галина выходит на улицу. Ее маршрут выверен временем. Сначала через дворы, в домик к Вере Гавриловне. Спустя пару часов вернуться на этажи – там уже Валентина Гавриловна ждет. После – в соседнюю деревню Ревяки. Пешком. Пять километров петляют через лес, но Галина привыкла. Только недавно стала напрягаться: говорят, местные видели здесь медведя. Женщина отгоняет страх и спешит по перелеску к подопечным. Галина Тябут – социальный работник. Уже 20 лет она помогает пожилым людям Полоцкого района. Для них она не сотрудник соцслужбы, а «моя Галя», «внука» и даже «даражэнькая служка». Галина не обижается, знает, что зовут так любя.
«Я просто работаю»
Галина удивляется, что о ней хотят написать статью. «Вы помогаете людям, о вас взахлеб рассказывают земляки, «Человеком года Витебщины» стали. Этого мало?» – подбадриваю. «Приятно, конечно, но я просто работаю», – пожимает она плечами. Галина не «просто работает». Каждый из 10 человек, за которыми присматривает, ей не чужой. Поэтому Галина не в восторге от предложения навестить пенсионеров вместе: «Понимаете, люди – пожилые, у каждого свой уклад. Когда кто-то незнакомый приходит, нервничают. А тут целая делегация». Договариваемся, что никого не растревожу. По пути Галя рассказывает о себе: в профессии почти всю жизнь, лишь до рождения дочери немного поработала в КБО швеей, а потом ушла в соцработники. Она не придает себе значимости, объясняя смену профессии душевным порывом. Просто ей нужно было зарабатывать и растить маленькую дочь. Но с каждым вымытым полом или купленными не для себя лекарствами Галина все четче осознавала, что занята хорошим делом. «Вначале было страшно непривычно, – признается она. – Я ведь жила в квартире, а здесь пришлось учиться быстро снег убрать, дров к печи натаскать, а иногда и наколоть. Уже, конечно, давно привыкла. Сейчас надо огороды прибрать, у многих хозяйство».
Яблоки от Гавриловны
«Здравствуйте, мои дорогие»! – вопреки опасениям Галины, Вера Гавриловна рада, что мы пришли. В чистеньком зале убаюкивающее звучит радио, на стенах – пожелтевшие фото. «У меня сыны хорошие. Навещают, но у каждого своя жизнь. Пойдемте я вам еще фотографии покажу. Вот это старший, это внучка, а это…» – Вера Гавриловна силится рассмотреть нечеткий снимок, но зрение подводит. «Это же ваш средний сын», – тут же приходит на помощь Галина и несколько фото комментирует уже сама. Она здесь своя. Берет рецепты, уточняет что-то по списку. Бегло окидывает взглядом обстановку: «Сегодня убирать не надо». Вера Гавриловна говорит, что без «даражэнькой служки» как без рук. А на прощание хочет накормить нас яблоками. Галина улыбается: «Берите, чтобы не обиделась. Я пока воды наношу».
…По другом адресу домофон молчит. Галина немного переживает, но наконец дверь срабатывает. Пока поднимаемся по ступеням, вспоминает, как один подопечный ее воспитывал. «Дедушка – инвалид войны. Прилетела к нему на минут десять раньше. Не открывает. У меня уже мысли всякие. А он говорит из-за двери: мол, так тебе и надо, раз не вовремя пришла… Терпения в моей работе надо очень много».
Нагрузка на соцработника – до 12 человек
Валентина Гавриловна приглашает присесть и сразу приступает к «рабочим» вопросам: «Ты порешаешь снова, Галя, с дровами? Не могу толку добиться». Галина обещает порешать и заодно интересуется здоровьем: Гавриловне, возможно, придется в больницу ложится, есть вопросы с направлениями. Галина просит держать ее в курсе, у нее решение разных дел давно отлажено. В записной книжке номера всех служб, имена-фамилии чиновников – здесь же. «Ремонт будем делать, Галя? Не нравятся мне стены», – пенсионерка указывает на приличные обои. Соцработник считает, что и без ремонта хорошо, но если надо, конечно, сделает. Хозяйка то и дело по-доброму ворчит, что хотела бы видеть Галину чаще. «Я и так часто у вас бываю, Гавриловна», – парирует с улыбкой женщина. «Да знаю я. Но хочется еще чаще», – вздыхает та в ответ.
Чаще бывать у Галины вряд ли получится. Вместе с ней в Полоцком районе занято 127 соцработников, у которых на обслуживании – 1265 человек. Нагрузка немалая, особенно на селе: один специалист может обслуживать до 12 человек. В местном территориальном центре социального обслуживания населения говорят, что новые кадры найти непросто. Неудивительно, учитывая специфику профессии и то, что соцработники получают ставку около 500 рублей в месяц.
«У меня правнук родился, Галя!»
К вечеру Галина очень устает. Тем не менее в ее уютной квартире идеальный порядок и вкусно пахнет блинами. «А близкие не ревнуют к подшефным?» – спрашиваю. «Нет, что вы! Мама, например, всех по именам знает, а они ей поздравления с праздниками передают».
Кстати, о праздниках. Земляки, которым помогает, почти всегда приглашают провести эти дни вместе. На 8 Марта подопечные мужчины встречают с цветами. «Приятно, что меня считают своей, – говорит Галя. – Помню, одна бабушка почти ночью позвонила: «Брат умер». А как-то утром другая звонит: «У меня правнук родился!» Вот так и горюем, и радуемся вместе. Я о них и после работы думаю. И в отпуске тоже. Беспокоюсь: как там, справляются ли?»
Пока она говорит, вспоминаются слова чиновницы местного исполкома, которая помогла выйти с Галиной на связь: «Случайных людей у нас в соцслужбе нет». Звучит высокопарно, но в случае с Галиной Тябут понимаешь, что это действительно так.
Елена ОРЛОВА
Фото автора