Большая перемена: демографическая ситуация в стране приводит к закрытию школ
В деревне Козяны Браславского района 15 лет назад планировали построить новую среднюю школу (в старой тогда училось около 170 человек). Однако дальше проекта дело не пошло. В нынешнем году Козянский детский сад — начальную школу планируют закрыть. Сегодня учреждение посещают менее 20 ребятишек.
Дальше – меньше
Система образования Витебской области уже несколько лет живет в состоянии реорганизации. Причин много, и одна из них — демографическая ситуация. Так, в Браславском районе ежегодно сокращается количество детей примерно на 150 человек. И эта тенденция, по мнению специалистов отдела образования, спорта и туризма райисполкома, в ближайшее время сохранится. В итоге за последние 5 лет «убыло» 9 учреждений образования – их стало 24 вместо 33 (только в 2017 году 5 реорганизовано и 3 ликвидировано). К новому учебному году планируется оптимизировать еще 5 сельских школ.
– Реорганизация – это всегда длительный и болезненный процесс, – отметила главный специалист отдела образования, спорта и туризма Браславского райисполкома Ирина Мацук. – Ей предшествуют неоднократные встречи руководства отдела и отраслевого профсоюза с трудовыми коллективами. Ведь важно, чтобы и дети, и родители, и педагоги поняли и приняли ситуацию. Тем более что с 1 января 2019 года в стране вводится подушевое финансирование учреждений образования, и малокомплектные школы не выживут.
Найди меня, работа
Ребенку непросто привыкнуть к тому, что еще вчера до школы было рукой подать, а сегодня приходится просыпаться на час раньше и ехать в другой населенный пункт. К сожалению, для сельских районов Витебщины такое явление стало неизбежной реальностью. В Браславском – 18 автобусов подвозят детей из глубинки к городским школам, а также к ближайшим действующим сельским. Таким образом в этих учреждениях образования увеличивается численность учащихся. К примеру, в первых классах городских школ области сегодня занимается до 30 человек.
Но если каждому ученику гарантировано «рабочее» место, то с педагогами и техническим персоналом бывших школ дела обстоят иначе.
Светлана Лишик 27 лет отработала учителем математики в Урбанской базовой школе, которую в прошлом году реорганизовали в комплекс «детский сад – начальная школа». По словам Светланы Петровны, некоторые педагоги, понимая ситуацию, при первой же возможности переходили в другие учреждения образования.
– Когда «волна» докатилась до нас, мне предложили место в Браславской средней школе № 1, – рассказывает она. – Признаюсь, было очень волнительно переходить в новый коллектив, но и учителя, и ученики приняли меня хорошо. Все мои коллеги, насколько мне известно, тоже трудоустроены, в том числе не по специальности. Считаю, что работу всегда можно найти.
Как сообщила главный специалист отдела образования, спорта и туризма Браславского райисполкома Ирина Мацук, в результате реорганизации и ликвидации в регионе школ в 2017 году было высвобождено 74 педагога. За последние 5 лет количество учреждений образования в районе уменьшилось с 33 до 24.
– На сегодняшний день как в учреждения образования, так и в другие организации, в том числе со сменой места жительства, трудоустроено 46 человек, 10 ушли на пенсию, остальные постоянно находятся в поле зрения отдела образования. Сложнее с техническими работниками: особого желания перейти в сельхозорганизации, где имеются вакансии, у них нет, – подчеркнула Ирина Мацук.
Поможет комиссия
Проблему трудоустройства персонала реорганизованных учреждений образования наниматели и профсоюз решают сообща.
По словам председателя Браславского районного комитета профсоюза работников образования и науки Светланы Симанович, трудоустройство персонала реорганизованных учреждений образования – общая проблема для нанимателей и профсоюза. Все нетрудоустроенные состоят на учете и в отделе образования, и в райкоме профсоюза. При первой же возможности им предлагаются вакансии.
– С появлением Декрета № 1 совместная деятельность власти, нанимателей и профсоюзов выйдет на новый уровень, – убежден председатель районного объединения профсоюзов Павел Сильчёнок. – Комиссии, которые создаются в райисполкомах с участием общественных объединений, будут оказывать максимальную помощь в трудоустройстве незанятых. Большой плюс, что вместо заявительного введен выявительный принцип, при котором специалисты будут сами предлагать безработному свои услуги.
Между тем, по данным управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома, в 2017 году лишь единицы из числа представителей сферы образования обращались по вопросам трудоустройства. И никто не изъявил желания пройти переобучение по другой специальности для повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Любовь ТРАПЕЗНИКОВА
Фото Виталия ГИЛЯ