Ценный мех. Как шьют отечественные шубы и почему они в итоге дешевле пуховиков?
В то время как зверохозяйства по всему миру переживают не лучшие времена – сокращают поголовье и терпят убытки, белорусские профессионалы модернизируют и расширяют производство.
На Молодечненском зверохозяйстве Белкоопсоюза зверовод только что закончил раскладывать корм. Еда для норок лежит аккуратными горками под защитными решетками – чтобы животные не вымазались, а птицы не поклевали.
Еще 5 лет назад технология кормления на зверохозяйстве была другая. Все изменилось в последние годы – после того, как специалисты Белкоопсоюза побывали на зарубежных зверохозяйствах, переняли опыт и привезли в Беларусь новые эффективные решения.
– Нынешний год не самый удачный для звероводов. На китайских, датских и польских зверохозяйствах сокращают поголовье, многие предприятия терпят убытки и закрываются. Все потому, что сейчас в мире наблюдается перепроизводство норки. В последние несколько лет китайцы вышли на производство до 89 млн штук шкурок в год при том, что годовая потребность всего мира в норке составляет только 80 миллионов. В результате цены обвалились, – вводит в курс норкового производства директор Молодечненского зверохозяйства Белкоопсоюза Дмитрий Бондич.
Выходим на мировые аукционы
Но всё же молодечненцы планируют завершить сезон с прибылью. За 2015–2016 годы здесь постепенно поменяли поголовье восточноевропейской норки на скандинавскую короткошерстную, которая сегодня более востребована модными домами. Породу закупали в Гродненском зверохозяйстве Белкоопсоюза, которое обладает статусом племенного завода.
Сейчас маточное поголовье на предприятии насчитывает 16 тыс. 402 норки, щенков – 64 тыс. 801 зверек. С начала 2018 года в хозяйстве максимально автоматизировали кормокухню, утеплили котлы для приготовления кормов, модернизировали убойный цех.
– У нас предприятия замкнутого цикла – все необходимые цеха в одном месте. Мы сами можем устанавливать для животных рацион, принимать решения в зависимости от состояния зверей, – рассказывает Дмитрий Бондич.
Треть обязательного рациона норки – морская рыба: путассу, бычок, килька, осетр, лосось, семга. Оставшаяся часть – белорусские мясные корма (в основном субпродукты) и зерновые культуры. Зверьков кормят также творогом, куриными яйцами, дают подсолнечное масло. Бывало, даже угощали шоколадом. От качества пищи напрямую зависит, какой будет шерстка. Каждый месяц норок взвешивают и обследуют. Щенков держат, как правило, около 6 месяцев. Маточное поголовье обычно живет более 1,5 года.
Лучше, потому что качественнее
Белорусская норка – ценный товар на мировом рынке. Шкурки экспортируют в Россию, Турцию, Китай, Украину, Тайланд, Малайзию. Если раньше можно было купить норку черную, коричневую и голубую, то в последнее время ассортимент значительно расширился – от классических белой, жемчужной, серо-голубой до необычной розовой. Зверохозяйство экспортирует 95% продукции, остальное по госзаказу идет на предприятия Белкоопвнешторга и Витебский меховой комбинат.
– Наши предприятия до сих пор работают по советским ГОСТам. По качеству белорусские шубы в разы превосходят импортные. Мы шьем классическим кусковым способом (1 кусок – 1 шкурка), а не в роспуск: когда режут по сантиметру на полоски, натягивают и потом сшивают. Такое изделие разлезется через пару сезонов. Нашу шубу будешь носить больше 10 лет. По факту выходит, что она дешевле пуховика: его сменишь через несколько сезонов, шуба же полностью окупит себя через 8 лет, – убеждает директор зверохозяйства. – Наши шубы не только ноские, но и красивые.
Дмитрий Бондич говорит, чтобы продлить жизнь мехового изделия, достаточно правильно ухаживать за ним: не держать под прямыми солнечными лучами в теплую пору – от этого шуба желтеет; чтобы спасти от моли, раз в месяц-два выносить на балкон проветрить и хранить в чехле. Пошить такую защиту можно из любой хлопчатобумажной ткани и обязательно прокипятить ее в соленой воде. А если на улице облила машина, не стоит пытаться затереть или замыть грязь на шубе – стоит подождать, пока пятно высохнет, и стряхнуть пыль.
Каждому звероводу – по шубе
В Молодечненском зверохозяйстве работает около 125 человек. Средняя зарплата на предприятии превышает 700 рублей. Большая часть сотрудников круглый год проводит на открытом воздухе. Потому с наступлением холодов каждого обеспечивают утепленным вариантом спецодежды: комбинезонами и куртками, валенками и теплыми рукавицами.
Белорусский профсоюз работников потребкооперации долгое время добивался, чтобы всей необходимой техникой был оборудован домик зверовода. В Молодечно к советам профактивистов прислушиваются: в помещениях есть холодильник, микроволновая печь, чайник, стиральная машина, а к зиме появятся и душевые кабины.
Ежегодно в оздоровительные лагеря Беларуси и за рубеж по заявкам отправляют детей сотрудников, а самих работников – в санатории. С 2018 года на зверохозяйстве действуют договоры добровольного медицинского страхования. Есть еще один немаловажный бонус: работникам, в зависимости от сроков контрактов, в рассрочку от 6 до 10 месяцев без процентов выдают шубные наборы. Выгодное предложение действует и для людей, которые не являются сотрудниками зверохозяйства: рассрочка на наборы им предоставляется под 2,4% на 6 месяцев и 4,8% – на 10-месячный срок.
– Самая большая сложность в том, что мы – сезонное предприятие. У нас 3 месяца год кормят. Потому одна из главных задач – развивать дополнительные направления работы, которые бы меньше зависели от сезона, – говорит Дмитрий Бондич.
Еще одна задача, которую ставит перед собой директор зверохозяйства, – привить моду на шубы белорусским мужчинам.
– Есть очень интересные мужские модели. У нас они пока мало популярны, это больше западное веяние. Шуба – это прежде всего удобство и универсальность. Ее можно носить буквально в любое время года. И мне бы хотелось, чтобы белорусы это понимали, – делится планами Дмитрий Бондич.
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ