Беларусь – Украина: картофельно-нефтяные отношения
По итогам 2016 года Украина стала основным поставщиком картофеля в Беларусь. В свою очередь, наша страна поставляет в Украину нефтепродукты и в минувшем году в 5 раз нарастила экспорт молочной продукции. Мы решили узнать, чем еще с экономической точки зрения могут быть интересны друг другу страны-соседки.
В минувшем году товарооборот между Беларусью и Украиной вырос. Однако, по словам политолога, директора информационно-просветительского учреждения «Актуальная концепция» Александра Шпаковского, целесообразнее сравнивать нынешние показатели с показателями не 2015-го, а 2014 года. В то время товарооборот между нашими странами превышал 6 млрд. долларов с положительным сальдо для белорусской стороны в 3 млрд. долларов. Сегодня общий товарооборот существенно упал и составляет чуть более 2 млрд. долларов. «Нас часто обвиняют в том, что украинский кризис Беларуси на руку, но это совсем не так. С экономической точки зрения наша страна от этого только теряет», – добавил эксперт.
Примерно 70% экспорта Беларуси в Украину – это нефтепродукты. Остальные 30% составляют пищевые продукты, техника и сырье.
«В основном из белорусской нефти изготавливаются качественный бензин и дизтопливо. И нет ничего удивительного в том, что мы пользуемся возможностью поставлять свою продукцию на украинский рынок. Ведь Киев находится в 250 км от одного из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в регионе – Мозырского НПЗ», –рассказывает заведующий кафедрой финансов Международного университета «МИТСО», кандидат экономических наук Вячеслав Ярошевич.
По его мнению, белорусская нефтепереработка конкурентоспособна потому, что в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов страны ежегодно вкладываются миллионы долларов. Иначе сохранить конкурентные преимущества в современной глобализованной экономике невозможно.
При этом говорить о глобальной диверсификации поставок белорусской нефти на украинский рынок пока рано, считает эксперт. Ведь отечественная нефтепереработка еще не достигла того уровня, при котором из жирной нефти можно извлечь максимум добавленной стоимости, как это делают, к примеру, немецкие компании.
«Сегодня нам экономически нецелесообразно замещать российскую нефть, поэтому Украину нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения логистических возможностей, – считает Вячеслав Ярошевич. – Эта страна имеет выход к морю. А, как известно, морской вид транспорта – самый дешевый и эффективный. В связи с этим у белорусских компаний есть возможность проложить альтернативные маршруты поставок своих нефтепродуктов, а также других сырьевых ресурсов. Воспользовавшись политической стабилизацией в Украине, мы можем не только диверсифицировать логистические маршруты, но и расширить свою товарную структуру. К примеру, поставлять в Украину по конкурентным ценам те же молочные продукты или пиво».
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Украины Дмитрий Марунич рассказал о положении дел в своей стране. В частности, он отметил, что в Украине в последние годы сильно снизились грузоперевозки. Основная причина в том, что Россия изменила маршруты транспортировки грузов.
«Вам повезло: через Беларусь пройдет «Шелковый путь» (Транспортный маршрут для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы. – Прим. авт.). Через Украину маршрут не пролегает. В минувшем году для переправки грузов в Китай в обход России наш Мининфраструктуры совместно с Украинской железной дорогой запустили поезд, ставший впоследствии героем анекдотов. На пути в Китай поезд прошел огромное количество таможенных постов, пересек 2 моря и спустя 15 дней добрался до конечной точки. Поскольку экономика проекта показала свою полную бесперспективность, было принято решение не развивать его», – констатировал Дмитрий Марунич.
Взаимовыгодное сотрудничество
По мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Украины, состояние торгово-экономических отношений между Киевом и Минском в ближайшем будущем в значительной степени будет определяться общим контекстом отношений Киева и Москвы. Если они по-прежнему останутся конфликтными, белорусские предприятия займут свободные ниши на украинском рынке. Если же отношения изменятся к лучшему, тогда возможны варианты.
«В любом случае в ближайшие годы мы останемся крупными торговыми партнерами, – считает Дмитрий Марунич. – Надеюсь, наше партнерство будет взаимовыгодным. Ведь, как показали украинские реалии, наша продукция с добавленной стоимостью Евросоюзу не нужна, поэтому рост украинского экспорта в прошлом году наблюдался только за счет стран Северной Африки и Ближнего Востока».
В том, что торгово-экономические контакты стран-соседок будут развиваться динамично и позитивно, уверен и Александр Шпаковский. «Украина серьезно зависит от Беларуси в части поставок нефтепродуктов. А, как известно, любая зависимость не носит одностороннего характера. Поэтому, приобретая украинский рынок, наши производители будут заинтересованы в том, чтобы сохранять там свое присутствие как можно дольше. Более того, наши страны объединены общими проектами в сельском хозяйстве, в военно-технической сфере. Точек соприкосновения у Беларуси и Украины достаточно», – добавил эксперт.
Анастасия ШИРАЛИЕВА