Сбор клюквы, экскурсии на МТЗ и бархоппинг – чем заняться туристу в Беларуси?
С 12 февраля в Беларуси действует 5-дневный безвизовый режим для граждан из 80 стран. Только за первую неделю возможностью посетить республику без визы воспользовались более 1 000 иностранцев. По прогнозу экспертов, в ближайшие несколько месяцев поток туристов в нашу страну вырастет на 20%.
1prof.by решил узнать, чем Беларусь может быть интересна иностранцу.
5-дневный тур в Беларусь стоит 219–570 долларов
По словам председателя совета Республиканского союза туристической индустрии Беларуси Филиппа Гулого, стоимость стандартного 5-дневного тура в республику варьируется от 219 до 570 долларов. В тур входят трансфер, проживание, питание в гостинице, а также различные варианты развлечений.
Например, классический тур в Беларусь предусматривает обзорную или вечернюю экскурсию по Минску, посещение музейного комплекса «Дудуткі» или Музея народной архитектуры и быта «Строчицы», экскурсию в Мир и Несвиж, по запросу – посещение музея истории Великой Отечественной войны, историко-культурного комплекса «Линия Сталина», Кургана Славы или Хатыни. Большой популярностью у туристов пользуются экскурсии в Березинский биосферный заповедник.
По заказу Национального агентства по туризму разработано порядка 170 туристических маршрутов, из которых туроператоры смогут скомпоновать тур, интересный иностранцу.
Примечательно, что у иностранных гостей разные предпочтения. К примеру, западноевропейские и американские туристы, как правило, выбирают систему «все включено» и останавливаются в 3–4-звездочных отелях в центре города. Приезжающие из Юго-Восточной Азии, Турции и Индии предпочитают гостиницы высокого класса и просят, чтобы в туристический пакет входили только базовые опции. К услугам туристов – 49 столичных гостиниц различной категорийности и звездности вместимостью 10 500 мест.
Минск: автобусные экскурсии, триборды с картами и музыкальные фестивали у Ратуши
Для экспресс-знакомства со столицей Беларуси подойдет экскурсионный автобус Minsk City Tour, который 4 раза в день приглашает туристов в путешествие по основным достопримечательностям Минска. К услугам гостей города – аудиогид на 8 языках.
Бюджетная альтернатива Minsk City Tour – маршруты городских экскурсионных автобусов № 1 и № 100. В них транслируется аудиоинформация о знаковых местах города на русском, английском, а с декабря 2016 года и на белорусском языках.
По словам директора информационно-туристического центра «Минск» Елены Плис, столичные турфирмы активно подключились к разработке экскурсионных программ для англоговорящих групп. Подобные экскурсии уже проводятся в «Дудутках», Мире и Несвиже.
Для того чтобы иностранцам было проще ориентироваться, в самых популярных туристических местах Минска установлены триборды с картой и актуальной информацией о ближайших достопримечательностях, ресторанах, музеях, банкоматах и инфоцентрах.
Такую навигацию можно увидеть в Верхнем городе, возле Троицкого предместья и Золотой Горки. В течение двух лет похожие триборды появятся на площади и проспекте Независимости, проспекте Победителей, Привокзальной и Октябрьской площадях. Кроме того, для простоты навигации подземные и наземные коммуникации планируют объединить в единую систему.
По словам Елены Плис, Минск готовит для гостей города интересную программу. Каждые выходные у Ратуши будут проходить ставшие уже традиционными музыкальные вечера и дни национальных культур, выставки-продажи и мастер-классы ремесленников. «Мы надеемся, что в ближайшее время поток туристов увеличится как минимум на 15–20%», – добавила она.
Национальное агентство по туризму планирует развивать не только выездной, но и внутренний туризм. Белорусы должны активнее делиться в соцсетях информацией о том, как у нас хорошо, считают представители агентства. Такой пиар работает лучше, чем рекламные сообщения от туристических компаний и госучреждений.
Белорусские «фишки» – промышленный туризм, экотропы и фьюжн-коктейли с национальным колоритом
Как отмечают представители турбизнеса, иностранцы с удовольствием посещают известные белорусские предприятия. В настоящее время БелАЗ и МТЗ активно развивают промышленный туризм. Сегодня можно посетить такие производства, как «Коммунарка», «Слодыч», «Кристалл», пивзавод «Оливария», Минский комбинат хлебопродуктов «Столичная мельница». К приему гостей готово и туровское сыродельное предприятие «Bonfesto». На этих предприятиях разработаны экскурсионные маршруты на производство и предусмотрены дегустации (там, где они возможны).
Наверняка каждый иностранец, хоть раз посетивший нашу страну, пробовал знаменитое белорусское лакомство – клюкву в сахарной пудре. Однако далеко не все знают, что такое клюква и где она растет. Представители турбизнеса уверены: путешествие на болото со сбором ягоды и посещение производства, где ее превращают в сладкое лакомство, пользовались бы у туристов огромным спросом. Не менее перспективными направлениями могут стать экотропы, маршруты по болотам и лесам, сбор березового сока, считает Филипп Гулый.
Перспективная белорусская «фишка» – гастротуры. Эксперты отмечают, что, приезжая в нашу страну, иностранцы хотят попробовать белорусские национальные блюда, и не только драники. Популярность приобретают национальные ужины в агроусадьбах. Многие из владельцев уже сейчас разрабатывают программы гастрономических туров.
Белорусская столица может предложить туристу бархопинг – посещение 6 баров с гидом и профессиональным барменом. В каждом из заведений предусмотрена дегустация фьюжн-коктейлей с национальной составляющей – к примеру, настойкой бузины, щавелевыми добавками, самогоном.
Проблемы белорусского турбизнеса: нехватка профессионализма и турфирмы-самозванцы
В ближайшее время нашу страну ожидает в первую очередь приток бизнесменов, которые имеют в Беларуси деловые контакты, уверен Филипп Гулый. По его словам, уже сегодня большой интерес к нашей стране проявляют жители Прибалтики и стран Западной Европы. Активно пользуются возможностью безвизового въезда в Беларусь и польские туристы. При этом на большие организованные группы сразу рассчитывать не стоит, в первое время возможны лишь индивидуальные спецзаказы, считает эксперт.
Филипп Гулый также выразил обеспокоенность тем, что уровень сервиса и профессионализма представителей туристического бизнеса нашей страны может оказаться недостаточным для обслуживания иностранцев.
«Беларуси не хватало коммуникации с представителями других культур по гендерному, религиозному и социальному признакам, – отметил эксперт. – Наши турфирмы привыкли работать с выходцами из стран СНГ, а ведь у туристов из дальнего зарубежья совсем другие требования. Проблемы неизбежны. Поэтому нам нужно очень быстро учиться, повышать квалификацию, чтобы соответствовать высоким ожиданиям заграничных гостей. Ведь введение безвизового режима – это шанс, который государство предоставило в первую очередь профессионалам туристической среды для того, чтобы они показали, как умеют работать».
К слову, уже сегодня белорусский турбизнес столкнулся с проблемой –услуги оказывают фирмы-самозванцы, которые не имеют никакого отношения к туризму. Подобные компании появились, к примеру, в Гродно. «С ними нужно бороться, ведь мы несем ответственность перед клиентами за уровень сервиса», – добавил эксперт.
Анастасия ШИРАЛИЕВА