Война глазами ребенка
Всю свою жизнь бывший малолетний узник, заслуженный работник промышленности, ветеран спорта Анатолий Васильевич Скачек посвятил увековечению памяти детей войны.
– Перед смертью мама завещала мне хранить нашу родовую усадьбу и мир. Дом я сохранил, а идею мира воплотил в памятнике, отдав работе над ним более 12 лет, – говорит он.
Анатолий Васильевич родился в 1938 году в Пуховичском районе. Когда началась война, отец ушел в партизаны и позже погиб. Мать, Любовь Семеновна Статкевич, чтобы избежать расправы врагов, вместе с тремя сыновьями отправились в партизанскую бригаду «Пламя». Взяли и корову-кормилицу.
– Мама готовила еду партизанам, была связной, а мы помогали ей, как могли: собирали ягоды, грибы, ловили рыбу и зайцев, – рассказывает Анатолий Скачек.
Бригада часто меняла позиции, трижды попадала в окружение. Семье два раза удавалось ускользать от немцев. Однажды чуть не потеряли брата, когда переходили реку вброд: одного сына мать оставила в корзине на берегу, а остальных двоих повела на другой берег. Вдруг начался минометный обстрел. Лишь когда немцы ушли, один из партизан вернул мальчика семье. Живого и невредимого.
– Была зима. Будто сейчас вижу: сплошное болото впереди и только узенькая санная дорожка посередине, – вспоминает Анатолий Васильевич еще один случай. – Все убегали – скоро должны были бомбить. Мама запрягла корову в сани. Позади нас – партизаны. Мама чуть в сторону ступила, и наши сани в болото потянуло. Партизаны обгоняют, а дорожка-то узкая. Тут сани партизан вильнули, и целый кубел сала, который они везли, к нам «кинулся»! Благодаря этому салу мы и выжили. Помню, хранили его в ящиках из-под немецких патронов…
В марте 1944-го их взяли прямо в землянках. Полураздетыми гнали 15 км. Так семья оказалась за колючей проволокой в Марьиной Горке. Уже тогда немцы понимали неизбежность своего поражения, от некоторых офицеров слышалось: «Гитлер капут». В июне охрана бросила лагерь. В родную деревню Болочанка, к пепелищу вместо отчего дома, Скачеки возвращались под отдаленный гул победных боев с немецкими лыжами и трофейным велосипедом.
После войны выживали, как могли. Благо Любови Семеновне удалось взять справку о том, что семья добровольно отдала корову для нужд партизанской бригады. По этому документу на товарной станции в Минске получили новую кормилицу. Анатолий Скачек помнит, как вместе с мамой вел корову по проспекту Сталина, а в это время люди расчищали улицы от завалов.
Чтобы заработать какую-никакую копейку, сдавали металл.
– Была страшная засуха, на болоте торф полопался. Иду я по нему с самодельной тачкой, высматриваю обломки и вдруг вижу – торчит что-то. Чуть вытянул из земли. Оказалось – бомба. Решил схитрить: это же 100 кг металла! Взвалил ее кое-как на тачку и повез через всю деревню. В итоге подняли крик и денег мне за нее не дали, – посмеивается Анатолий Васильевич.
Послевоенное детство, полное лишений, он все равно вспоминает с теплотой. С озорным блеском в глазах рассказывает, как ловили раков в Болочанке – их было столько, что «гирляндами» из воды доставали. Раков у деревенских мальчишек иногда покупал сам Якуб Колас (в Пуховичском районе у писателя была дача).
Потом была учеба в техникуме, армия, политехнический институт. Параллельно выстраивалась спортивная карьера: Анатолий Скачек даже стал мастером спорта по лыжным гонкам, а в 1986-м в числе других чемпионов открывал спорткомплекс «Раубичи». До 1979 года Анатолий Васильевич работал на Минском экспериментально-фурнитурном заводе. Его первое изобретение – гвоздимый каблук, благодаря которому удалось освоить и внедрить оборудование для производства пластмассовой застежки «молния». До 1999-го Скачек был главным конструктором и научным руководителем научно-производственного объединения «Интеграл». За многолетний труд и достижения его удостоили звания «Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь». Но хотелось сделать еще больше…
В конце 90-х годов прошлого столетия Анатолий Васильевич начал искать способ увековечить память о детях войны – категории, не меньше других настрадавшейся в те страшные годы. Долгие поиски единомышленников и средств к воплощению идеи впервые увенчались успехом в 2005-м, когда Белорусский республиканский фонд «Взаимопонимание и примирение» осуществил производство серии нагрудного знака «Узник нацизма», эскиз которого выполнен по авторской задумке Скачека. Знак утвердила геральдическая комиссия, и его теперь носят на груди дети войны во многих странах. На нем изображен кулак с зажатой колючей проволокой – тот момент, которого невероятно жаждала душа каждого узника, находящегося в немецких застенках: схватить колючие прутья, раздвинуть их и выбраться на свободу.
Позже этот концепт был дополнен образами двух матерей, стоящих друг перед другом. По словам автора, композиция глубоко символична и существует вне времени.
– На памятнике три слова: «Память. Покаяние. Примирение». Речь идет о покаянии тех, кто начинает войны, перед теми, кто страдает от них. Также он символизирует примирение между народами, – объясняет Анатолий Скачек.
За 12 лет с помощью профессиональных скульпторов, архитекторов и во многом благодаря личной настойчивости автора монумент обрел жизнь в камне. Это триптих, состоящий из частей «Эволюция духа детей войны», «Икона пострадавших» и «Арка мудрости».
На создание монументов Анатолий Скачек потратил средства, которые получил как малолетний узник, а также денежный приз за 3-е место в лыжном марафоне под Тверью, проходившем в 2004 году. (Несмотря на солидный возраст, спорт он не оставляет — за всю жизнь прошел на лыжах более 115 тыс. километров.) Пока что они стоят на могилах родных и на родовой усадьбе Анатолия Васильевича.
– Я ко многим обращался с просьбой продолжить идею, увековечить память детей войны и поставить памятник. Но, видимо, мало кто хочет каяться, – грустно улыбается Анатолий Васильевич.
Оптимистичный ответ дал пока только Музей истории Великой Отечественной войны: есть надежда, что в ближайшее время администрация этого учреждения найдет место для работ Скачека.
Недавно бывший малолетний узник обратился в Федерацию профсоюзов Беларуси. О его заслугах и невероятном жизненном пути профактивисты знают давно: в 2008 году Анатолий Васильевич даже был награжден почетным знаком Белорусского профсоюза работников культуры. К его идеям прислушались, а значит, история только начинается…
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото автора