В деревне Лука Столинского района можно увидеть уникальный процесс изготовления братской свечи
Вошла в каплицу Столинского районного центра поддержки молодых инвалидов и замерла – такой большой свечи видеть еще не доводилось. Руководитель центра Михаил Скребейко тут же отметил, что только на Столинщине сохранена древняя традиция ее изготовления.
В Беларуси еще в XVI веке существовал обычай изготавливать огромную свечу – братскую. Ее зажигали по особым случаям в течение двух лет, а потом делали новую, причем всем миром. Увидеть процесс можно и сегодня – в деревне Лука Столинского района. Правда, для этого придется пожертвовать рождественскими каникулами – ритуал проводится раз в 2 года накануне Рождества. И женщинам участниками действа не быть, они могут присутствовать только в качестве зрителей.
– Изготовлением свечи испокон веков занимались исключительно мужчины, и это был скрытый от посторонних глаз процесс, – рассказывает заведующая Лукским клубом Ольга Пешко. – Сейчас за производством свечи наблюдать можно, но все равно участвуют в нем только мужчины, собираясь на дому у одного из старейших жителей деревни.
Кстати, о древнем обычае рассказывает документальный фильм «Брацкая свяча», признанный лучшей картиной на российском кинофестивале «Радонеж» в 2013 году.
Прежде чем приступить к изготовлению братской свечи, один из активистов деревни Лука Николай Пешко начинает сбор средств. Лука – небольшой населенный пункт (немногим более 200 жителей), поэтому приходится наведываться и в соседнюю деревню Городная. Люди охотно жертвуют деньги. Во время молитв в местной каплице, для которой и делается свеча, священник обязательно молится за всех, кто пожертвовал средства.
Создаются, как правило, три свечи сразу: две для храмов в Луке и Городной, третья передается в дар. Несколько лет назад народный мастер Беларуси Иван Супрунчик вырезал из дерева четырехметровую дубовую свечу, которая стала символом деревни Лука. Ее установили на территории местного центра для самостоятельного проживания инвалидов. Место выбрали не случайно, ведь в Луке исстари существовало православное братство, люди из поколения в поколение воспитывались на примерах проявления доброты и милосердия.
– Смысл процесса изготовления братской свечи и сегодня заключается в объединении, совместном труде. Собираются 10–15 мужчин и начинают кропотливую работу, – отмечает староста деревни Никифор Мацук.
Изготавливают свечу по старинной технологии, которая не менялась веками. На потолке крепят крюк, к нему привязывают фитиль, на другом конце которого – специальный диск для калибровки. Мужчины дробят воск, отламывая от большого куска маленькие. Мягкими они становятся от тепла человеческих рук, используются также теплая вода или открытый огонь. Затем воск наматывают вокруг фитиля.
– Процесс этот длится почти день, ведь свеча примерно полутораметрового «роста», а в диаметре – порядка 50 сантиметров, – рассказывает Михаил Скребейко. – Когда остов готов, изделие снимают с крюка, укладывают на доску и охаживают (под этим словом подразумеваются действия, позволяющие превратить восковой слепок в полноценную свечу).
Описанный процесс стал уже практически культовым. В январе в Луке проходит фольклорно-этнографический фестиваль, приуроченный к данному событию. На него приезжают даже иностранные гости, к примеру, жители латвийского города-побратима Икшкиле. И тогда небольшая полесская деревушка превращается в центр возрождения древних традиций. В отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи Столинского райисполкома подчеркивают, что такие мероприятия важны для сохранения исторической памяти.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото с сайта Media-Polesye.by