Наверх

Мельник: «В Беларуси было 60 водяных мельниц, сейчас работает лишь одна»

25 октября 2017

25 октября в нашей стране отмечается День мельников. Самые первые мельницы появились еще в Древнем Египте. В Беларуси же их начали строить в XIII веке, до этого молотили зерно вручную, с помощью каменной ступки и пестика. Позже водяные мельницы можно было встретить практически в любом белорусском местечке. Процесс производства муки был тогда своеобразным таинством, а сами мельницы – популярным общественным местом, где люди встречались и делились новостями. Еще 50 лет назад многие белорусы, чтобы обеспечить себя мукой и хлебом, надеялись только на силу воды или ветра. Но уже сегодня мельницы можно увидеть лишь в музеях или в некоторых деревнях, причем большинство из них находится в очень плачевном состоянии. 

Вернуть наследие, чтобы сохранить историю

Единственная рабочая водяная мельница в Беларуси находится в деревне Жодишки Сморгонского района. Когда-то она принадлежала дедушке нынешнего владельца и обеспечивала мукой всех жителей близлежащих деревень.

«Мой дедушка Юрий Захарович Жилко приехал с семьей в Жодишки в конце XIX века, купил эту мельницу и трудился на ней вместе детьми до 1951 года, пока ее не забрали в колхоз, – рассказывает Франц Жилко. – К сожалению, по назначению ее использовали мало, а в начале 1980-х и вовсе забросили, с тех пор она медленно разрушалась».

Близкие Франца Болеславовича очень переживали, что семейная реликвия разваливается на глазах, а особенно расстраивалась из-за этого его мать. В итоге после очередного приезда в гости к родственникам Франц решил выкупить «млын» у государства.

«В Беларуси нет закона о возврате конфискованного в советский период имущества, поэтому я обратился в колхоз с просьбой продать мне пустующую постройку», – говорит Франц.

Чиновники не сразу пошли навстречу энтузиасту, долго думали, советовались с жителями села. Решающую роль сыграл тот факт, что мельница еще с советских времен являлась памятником архитектуры и сносить ее было нельзя.

«Когда я впервые зашел внутрь здания мельницы, даже испугался. «Млын» был в очень плачевном состоянии: пол сгнил, крыша протекала, механизмы не работали. Сохранились лишь деревянные стены, которым около 150 лет, и каменный фундамент с трехвековой историей», – вспоминает Франц Жилко.

Процесс реставрации оказался непростым и занял больше года. По словам хозяина, самым сложным было восстановить турбину, так как информация о ее строении была утеряна.

«Я был на мельницах в Воложинском, Новогрудском районах, искал информацию в книгах, даже ездил за границу, но все тщетно. Очень повезло, что добрые люди подсказали, что в реке Новогрудского района лежит чугунная турбина», – говорит Франц.

Когда находку подняли из воды, выяснилось, что она отлита в 1890 году в Петербурге. «По ее принципу мы с другом сделали чертеж будущей турбины и ее муляж. Впоследствии по ним мастера создали копию, только не из металла, а из дерева», – продолжает рассказ потомственный мельник.

Кроме того, умельцы сделали из гранита новые жернова, почистили озеро, вода которого заставляет работать турбину мельницы, и построили новый мостик.

«Когда все механизмы заработали, мы испытали ни с чем не сравнимое ощущение – энергия воды придала нам силы и веры в правильности наших действий», – говорит Франц Болеславович.

Жизнь без движения невозможна

Сейчас все механизмы мельницы работают как часы. Франц Жилко поднимает специальную заслонку, река начинает шуметь и стремительно спешит к мельнице через шлюзы.

Сначала она проходит под дорогой, затем падает с 4-метровой высоты и приводит в движение турбину в колодце, а за ней и вал. В это время мельник уже засыпает зерно в жернова, которые также крутятся под напором воды, и ждет, когда высококачественная мука грубого помола заполнит заранее приготовленные мешки. К слову, именно о такой муке мечтает каждый приверженец здорового образа жизни.

«Раньше у нас было очень много работы, со своим зерном приезжали со всей округи.

Сейчас же крупные заказы – редкость. В основном мельница работает не более двух часов в день», – сокрушается Франц. Он объясняет это тем, что сельчане перестали держать домашний скот (раньше много муки мололи на корм.Прим. авт.), а для себя муки мелют мало, многие и вовсе покупают магазинную. Кроме того, государство запрещает брать заказы у фермеров и крупных производителей. Вот и получается, что мельница простаивает, а это недопустимо.

«Чтобы механизмы продолжали функционировать, «млын» должен работать. Поэтому рядом мы планируем открыть пекарню и выпекать хлеб в печи из собственной муки по старинным рецептам», – делится планами Франц Жилко.

Накормят и расскажут об истории

По задумке Франца Болеславовича, свежим хлебом и оригинальным травяным чаем в Жодишках будут угощать приезжих туристов и паломников.

«Мне очень хочется, чтобы люди интересовались историей и не забывали о своих корнях», – объясняет энтузиаст.

За последние несколько лет Франц Жилко собрал большую коллекцию старинной бытовой утвари и открыл музей: на третьем этаже мельницы разместились «Уголок матулі», настоящая наковальня, гончарная, а также полный комплекс приспособлений для ткачих.

«Планов еще очень много. Сейчас, например, езжу по Беларуси и собираю все сохранившееся элементы старых мельниц, – рассказывает Франц. – Найденные экспонаты мы разместим на нашей территории, сделаем к ним информационные таблички с указанием всех исторических сведений».

По словам Франца, в Беларуси было 60 водяных мельниц, но сейчас все они практически полностью разрушены.

«Кое-где остались стены и фундамент, а железо уже сложно найти, местные жители его давно растащили на металлолом, – поясняет мельник. – Кроме того, по новому закону все разрушенные постройки подлежат сносу, так что через 20 лет в стране может не остаться ни одного «млына». Поэтому я и взялся собирать все, что осталось, – хочу, чтобы наши потомки знали свою историю».

«А еще я очень люблю свою Родину», – подытоживает мой собеседник.

Виктория ЯКИМОВА

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости