Школьные учителя: лидеры – по нагрузке, аутсайдеры – по оплате труда?
Почему учителя Брестской области в аутсайдерах по оплате труда, хотя соцпартнеры отрасли разработали прогрессивный механизм поощрительных выплат?
Ответ на этот вопрос искали участники пленума Брестской областной организации профсоюза работников образования и науки совместно с представителями управления образования облисполкома.
Рассматривались и другие актуальные проблемы: условия труда педагогов в старых школах, ежегодное закрытие учебных заведений на селе, перегруженность учителей несвойственными им обязанностями (например, педагог должен отвечать за исправность печного отопления в домах учащихся и за наличие продуктов в семье, которая находится в социально опасном положении).
Председатель Столинского районного комитета профсоюза работников образования и науки Анатолий Максимович в своем выступлении заострил внимание и на переработке работников системы образования:
– Мониторинг занятости показал, что учитель работает по девять с половиной часов в день, в неделю – более 50 часов, и это без учета домашней подготовки к урокам. И все потому, что размер заработной платы на ставку низкий, приходится брать большую нагрузку.
Реакция на рубль
Впрочем, тема оплаты труда педагогов Брестчины проходила красной нитью через всю работу пленума. Как отметил Виктор Харитонович, бывший на тот момент председателем обкома отраслевого профсоюза, благодаря льготирующим нормам, включенным в областное отраслевое соглашение, заработная плата работников системы повышается. Способствует ее росту и контрактная форма найма. Повышения оплаты предусмотрены в 99,8% заключенных контрактов, средний размер доплат составляет более 25%. Контракты работников образования в Барановичском, Березовском, Ганцевичском и Каменецком районах содержат повышение от 30% до 50%.
– Тем не менее рост заработной платы сдерживается большим количеством педагогов, имеющих нагрузку меньше ставки, – сказал Виктор Харитонович. – Так, весной в отрасли доплату до уровня минимальной зарплаты получали 40% работников системы образования.
Начальник управления образования Брестского облисполкома Юрий Просмыцкий, в свою очередь, призвал профсоюзы активнее работать с местной властью, у которой всегда есть рычаги для совершенствования оплаты труда. «При этом не забывайте и о собственных внутренних резервах», – напомнил руководитель.
А когда же выходной?
Обсуждалась и проблема нормативного регулирования режима работы учителей. Постановлением Министерства образования № 255 установлена сокращенная продолжительность рабочей недели учителей – 36 часов, и большинство руководителей понимают под этим обязанность учителя находиться в учреждении на протяжении всего указанного времени.
– Обком профсоюза неоднократно обращался за разъяснениями по данному поводу в отраслевое министерство, а также Министерство труда и соцзащиты и ЦК профсоюза работников образования и науки, – проинформировал Виктор Харитонович. – Учитель имеет право самостоятельно распоряжаться свободным от учебных занятий днем, может посвятить его самообразованию.
Кстати, как писал портал 1prof.by, на выбор профессии каждого второго белоруса повлиял учитель.
Как прокомментировал председатель обкома, режим шестидневной рабочей недели, установленный в п.4 ст.158 Кодекса об образовании, не стоит рассматривать как обязанность находиться все 36 часов в учреждении образования.
Кстати
Новым председателем Брестского обкома профсоюза работников образования и науки избран Иван Василенко, до этого работавший директором Брестского областного центра молодежного творчества.
Виктор Харитонович возглавлял обком на протяжении 15 лет. Перед уходом на заслуженный отдых он был удостоен высокой профсоюзной награды – грамоты ФПБ. Его вклад в развитие системы образования отмечен управлением образования Брестского облисполкома, областным объединением профсоюзов и коллегами.
Галина СТРОЦКАЯ