И на плацу, и на ипподроме: сапоги белорусского мастера носят даже в Кремле
Обувь – один из обязательных атрибутов для спортсменов конного спорта. От ее качества зависят не только спортивные результаты всадника, но и его безопасность, здоровье. Производство такой обуви сложное, кропотливое и под силу специалистам лишь одной мастерской в Беларуси. Ее главный мастер Франц Жилко рассказал 1prof.by, как появилось его необычное предприятие, показал этапы рождения спортивной обуви и объяснил, чем сапоги для конников отличаются от сапог для военных.
Все началось с колодок
Мастерская Франца Жилко начала работать в 1993 году. Сначала там оказывали услуги по ремонту обуви, потом шили классические лодочки и женскую обувь нестандартных размеров, а позже и вовсе перешли на изготовление редкой спортивной обуви для конников.
«Интерес к специализированной обуви для спортсменов возник не случайно. Я очень люблю конный спорт и сам неплохо держусь в седле. О проблемах с поставками сапог я узнал от самих спортсменов. Это был конец 1993 года – время непростое, и я взялся им помогать», – рассказывает Франц Болеславович.
По его словам, это была настоящая авантюра.
«Я даже не представлял, с чего начать. Технология производства такой обуви была мне неизвестна», – признается Франц Жилко. – Единственная в СНГ фабрика по ее пошиву находилась в подмосковном Клину, но и она давно не работала. Интернета тогда тоже не было».
Францу Болеславовичу ничего не оставалось, как рискнуть и самому поехать в Клин.
«Бывшего директора фабрики я там, конечно, нашел. Но тот не захотел раскрывать всех секретов мастерства, зато отдал две сумки деревянных колодок, по которым у них шились сапоги для конников. С этого мое производство и началось», – вспоминает мастер.
Франц Жилко признается, что работа задалась не сразу. Сначала сапоги получались грубые, неуклюжие. Мастера постоянно советовались со спортсменами, пробовали разные виды клея, подбирали подходящую кожу, разрабатывали новые колодки.
«С поставками материалов тоже было не все гладко. Кожу, например, выделяли из государственных фондов по заявкам. Порой, чтобы ее получить, приходилось долго ждать», – объясняет Франц.
Теперь мастер доволен своей работой, хотя считает, что совершенству нет предела.
«Свои сапоги для конников я оцениваю на твердую четверку из пяти. От спортсменов слышу в основном положительные отзывы – для меня это самая большая награда», – говорит мастер.
Обуть кремлевский эскадрон
Несколько раз в год Франц Жилко возит свою продукцию на международные выставки. На одной из них к мастеру подошли военные из Москвы. Они попросили пошить сапоги для конного эскадрона роты почетного караула Кремля.
«Заказ на 25 пар надо было изготовить всего за месяц. Мы работали без выходных, но в срок уложились», – рассказывает Франц Жилко.
К слову, сегодня уникальную обувь носят не только в Кремле, но и военнослужащие нашей страны, а также роты почетного караула Туркменистана и Казахстана.
«А совсем недавно мы шили обувь для мотоциклетного эскорта нашего президента. Модель ботинок я разрабатывал сам, так как увлекаюсь мотоциклами и знаю толк в спецобуви», – делится любопытными фактами Франц Болеславович.
За 2 недели – пара
Для того чтобы сшить пару сапог, сначала надо снять мерки – 12 параметров с правой ноги и столько же с левой. Затем построить модель, вырезать лекала и подобрать кожу.
«Края деталей надо обязательно брусовать (делать их тоньше. – Прим. авт.), иначе при сшивании шов получится грубым и будет натирать ногу», – объясняет заведующая ателье по пошиву обуви Татьяна Масло.
По ее словам, когда все детали сшиты, голенище растягивают на провилы. Так мастера проверяют кожу на наличие дефектов.
«Даже один укус комара делает кожу непригодной для пошива специализированной обуви. Любой изъян здесь недопустим», – объясняет Татьяна.
После проверки заготовка натягивается на колодку. Это необходимо для придания голенищу нужной формы. В таком виде она отлеживается, а дальше – на растяжку.
По словам Татьяны Масло, требования к элитной обуви особые: строгая форма, квадратный носок. Она должна облегать ногу, но не стеснять движения. Чтобы подошва не отклеилась, сапожники используют латунные гвозди.
«Сапоги для спортсменов-конников отличаются от тех, что мы шьем для роты почетного караула. Например, задник у спортивных моделей заметно выше. Это нужно для того, чтобы было удобно поставить шпору», – комментирует Татьяна.
По ее словам, работа у обувных мастеров физически тяжелая – все модели шьются вручную. Только на одну эксклюзивную пару уходит до 2 недель кропотливой работы.
«Если бы это было просто, то, наверное, многие мастера захотели бы взяться за создание обуви. А так мы одни такие в Беларуси – трудимся дружным коллективом уже почти 25 лет», – улыбается Татьяна.
Виктория ЯКИМОВА
Фото автора