Наверх

Будущее уже наступило: 10 навыков, необходимых в 2020 году

30 января 2020

На Всемирном экономическом форуме эксперты озвучили прогноз на текущий год касательно ключевых навыков сотрудников, которые особенно будут ценить наниматели при приеме на работу.

Целью исследования стала попытка предсказать развитие рынка труда и влияние технологий на все сферы экономики. Для прогноза аналитики ВЭФ опросили 350 директоров, работающих в 9 секторах экономики в 15 странах. В результате был сформирован отчет The Future of Jobs.

Про особо важные навыки, по мнению ВЭФ, мы рассказываем ниже. К слову, в основном они касаются soft skill (навыки коммуникации с другими людьми).

Умение решать сложные проблемы (Complex problem solving)

Благодаря развитию технологий рабочие процессы стали оптимизированными. Появились CRM-системы, которые отслеживают задачи и цели команды, распределяют нагрузку и помогают решать появившиеся проблемы эффективнее.

Однако иногда для решения вопроса требуется не только обозначение проблемы в общем чате. Современные работодатели требуют оперативности и комплексности.

Как развить навык. У каждого сотрудника свой метод решения возникающих задач. Некоторые предпочитают действовать, а потом думать и разбираться с усугубившейся ситуацией. Другие проводят бесконечные совещания и планирования, а третий тип пытается замалчивать проблему или перекинуть свои обязанности на других.

Если же говорить о конструктивном решении проблем, то есть определенный план действий, который состоит из 8 понятный пунктов.

Первый – необходимо обозначить проблему и сформулировать ее для руководства, заказчиков и команды. Второй пункт – установление особенностей проблемы, как она воспринимается сотрудниками других подразделений и начальством. Здесь важно выяснить максимально большое количество особенностей возникающей задачи. В третьих, нужно кратко и в одном предложении сформулировать проблему. Следующий шаг – это генерация идей, как можно решить проблему. На этом шаге можно использовать такие схемы, как мозговой штурм Алекса Осборна, основанный на стимулировании творческой активности команды. Кроме того, существуют методы «Матрицы рефрейминга» и «Случайного входа», которые  помогут найти неординарное решение. После этого нужно проанализировать все решения проблемы и выбрать наиболее подходящее и эффективное. Следующим шагом станет планирование ваших действий. Здесь можно использовать интеллект-карты (mind map), которые посодействуют вам систематизировать план. Предпоследним шагом станет обсуждение идеи с командой или руководством, после чего вы можете переходить к активным действиям.

Чтобы сделать этот метод еще эффективнее, попробуйте на каждый пункт выделить определенный отрезок времени. Это избавит вас от прокрастинации и оттягивания момента принятий решения.

Критическое мышление (Critical thinking)

На второе место навыков эксперты поставили критическое мышление. Почему именно так?  Все достаточно просто. Технологии достигли такого уровня, что могут без участия человека посчитать зарплаты, напишут новость или доставят груз в нужную точку. Остается только одно преимущество у людей – мышление. Человек может рассуждать вне прописных истин и заложенных кодов.

Как же научиться критически мыслить, если упустили этот навык в школе или университете? Очень просто. Найдите какой-нибудь интеллектуальный клуб, который обсуждает интересные вам темы. Обсуждайте их с оппонентами, дискутируйте и ищите логические пробелы. Также старайтесь любую прочитанную или услышанную информацию ставить под сомнение.

Как развить навык. Например, проанализируйте выступление своего коллеги или интервью спикера из вашей области. Рассмотрите все взаимосвязи и нюансы. Возможно, что приведенные данные или мнение формируются на основе ошибочных аргументах и суждения или отсутствует причинно-следственная связь.

При этом важно не только критически мыслить, но и уметь обосновать свое мнение. Также станет дополнительным бонусом, если полученные знания можно будет применить на практике в решении конкретных проблем и бизнесе.

Креативность (Creativity)

Под этим навыком на рынке труда понимается способность человека находить пути решения даже самых неразрешимых задач и выбирать наиболее подходящие. Для развития этого навыка есть множество способов. Например, кому-то удобнее просидеть целый рабочий день, думая над решением проблемы.  Другому проще сформулировать задачу и сменить деятельность на физическую, чтобы дать мозгу расслабиться и поднять решение «из чертогов разума». К слову, поэтому во многих современных офисах устанавливают бильярдные столы, дартсы или тренажеры: физическая активность помогает держать в тонусе умственную деятельность.

Как развить навык: В интернете существует множество техник для нахождения креативных идей: фрирайтинг, мозговой штурм или морфологический анализ. Если вам приходится ежедневно придумывать креативные решения сложных проблем, то стоит ознакомиться с подобными практиками.

Кроме того, на вашу креативность влияют ваши привычки (сон, здоровая еда и спорт), потому что этот навык напрямую зависит от скорости мышления и работоспособности мозга.

Умение управлять людьми (People management)

Для управления людьми необходимы развитые коммуникативные навыки, интуитивное мышление и умение слушать. Также важно выполнять наставническую функцию, чтобы не только следить за развитием работников, но и способствовать их профессиональному росту. Кроме того, именно от менеджера зависит общее настроение в коллективе.

Как развить навык. Сейчас есть много вариантов для развития управленческих навыков: книги, тренинги и мастер-классы. Также можно начать с малого – кураторства молодого и неопытного сотрудника. Это позволит лучше разобрать в нюансах работы.

Умение работать в команде (Coordinating with others)

Способность общаться с коллегами напрямую зависит от когнитивной гибкости. Она включает в себя умение договариваться, адаптироваться к окружению и уважать интересы других людей.

Человек, который умеет работать в команде, всегда ставит интересы  коллектива выше собственных амбиций. Главное – это достигнуть цели, которая стоит перед сотрудниками, а не самоутвердиться.

Как развить навык. Для улучшения коммуникативных навыков нужно разобраться с эмоциональным интеллектом. Вначале вы должны осознать потребности, сформулировать желания. Только когда сможете понять себя, у вас получится эффективно взаимодействовать с чувствами и эмоциями других людей.

Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence)

Из прошлого пункта вытекает следующий – эмоциональный интеллект. Именно он отвечает за распознание собственных и чужих эмоций и управление ими, чтобы решить конкретные задачи.

Как развить навык. Чтобы оценить уровень своего эмоционального интеллекта, достаточно пройти психологический тест или сходить на тренинг по эмоциональному интеллекту.

Дополнительной возможностью разобраться в своих эмоциях станет дневник или трекер настроения, где сможете писать о чувствах и ситуациях, вызвавших их.

Умение принимать решения (Judgment and decision-making)

Останавливаться на этом пункте не будем. Чем больше у компании сотрудников и задач, тем больше потребность в людях, которые способны самостоятельно принимать решения и брать за них ответственность.

Как развить навык. Одним из самых смелых бизнесменов, изменивших мир, считается Стив Джобс. Поэтому вдохновиться на формирование собственного мнения и принятие решений поможет биография создателя «яблочного бренда». Также могут помочь книги других великих бизнесменов: Ричарда Брэнсона, Илона Маска и Генри Форда.

Клиентоориентированность (Service orientation)

Этот навык будет полезен специалистам различных профессий: от официанта до курьера, но в особенности – тем, кто занимается прямыми продажами и общением с клиентами. Как правило, в этих специальностях особенно важен навык убеждения.

Как развить навык. Необходимо наличие всех вышеперечисленных навыков на высоком уровне. Часто специалистам приходится лавировать между желаниями заказчика, команды и клиента. Каждая сфера и компании требует определенных правил и степени клиентоориентированности. 

Умение вести переговоры (Negotiation)

Этот навык будет полезен не только туроператорам или менеджерам по продажам, но и специалистам всех сфер.  В современном мире приходится вести много переговоров: от момента принятия на работу, когда нужно убедить HR-специалиста в своей компетентности, до обсуждения  дохода, чтобы добиться увеличения премии или зарплаты.

Как развить навык. Есть множество книг и мастер-классов, которые помогут развить умение вести переговоры. Например, практика нейролингвистического программирования, по словам создателей теории, поможет эффективнее выстраивать отношения с окружающими. Нужно отметить, что НЛП является псевдонаучной практикой. Однако она включает в себя теорию невербального общения, которая позволит быстрее понимать эмоции человека и реагировать на них.

Когнитивная гибкость (Cognitive flexibility)

Этот навык помогает адаптироваться к новым условиям. Именно когнитивная гибкость влияет на скорость обучения, умение решать нестандартные задачи.

Как определить наличие этого навыка? Если вы легко адаптируетесь к изменениям окружающей среды и находите быстро альтернативные пути решения проблемы, если возникли новые условия, то у вас когнитивная гибкость развита на высоком уровне.

Также навык можно проверить с помощью простого теста. Назовите цвет шрифта, не называя самого слова:

При этом задании работают сразу два полушария мозга. Если во время прохождения теста были долгие паузы, то вам нужно тренировать гибкость ума.

Как развить навык. Как ни странно, но когнитивная гибкость напрямую зависит от эмпатии. Такой навык подразумевает, что человек способен учитывать ценность и убеждения других людей. Так что если кто-то вас подвел или придерживается противоположной точки зрения, то попробуйте проанализировать мотивы человека и не тратить силы на негативные эмоции. Куда эффективнее будет, если вы подумаете об альтернативном решении.

Процесс развития когнитивной гибкости сложный, но интересный. Попробуйте писать левой рукой, если вы правша. Так будут задействованы два полушария мозга. Можно попробовать одеваться или ходить по квартире с закрытыми глазами. Также полезной будет медитация.

Подготовила Дарья ЗИМАК

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
30 апреля 2024 29 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024
Все новости