Великая Отечественная. Оборона Могилева. Буйничское поле
Немцы рассчитывали сходу взять Могилев и далее продолжить наступление на Смоленск и Москву. Но здесь красноармейцы и их командиры стояли насмерть – и задержали наступление немецкой группы армий «Центр».
Первые недели Великой Отечественной войны были насыщены серьезными испытаниями и многотысячными жертвами. Все более тревожными становились сводки с фронтов, сообщавшие, что войска Красной армии «после тяжелых боев с превосходящими силами противника» оставили еще один город.
20 июля 1941 года вышла газета «Известия», в которой была опубликован очерк с передовой военкора Константина Симонова «Горячий день», где было написано: «Полк, которым командует полковник Кутепов, уже много дней обороняет город Д… Здесь воюют не только храбро, здесь воюют умело… Полк зарылся в землю. Напрасно пытались выковырять его немецкая артиллерия и танки».
Цензура того времени не позволяла указывать конкретное место боев. Но опубликованные снимки фотографа Павла Трошкина, где были видны десятки подбитых немецких танков, свидетельствовали – врага можно бить.
Это была оборона Могилева, а уничтоженные вражеские танки стояли на Буйничском поле.
Вражеские разведотряды появились на окраинах Могилева 3 июля. Немцы рассчитывали сходу взять город и далее продолжить наступление на Смоленск и Москву. Но здесь красноармейцы и их командиры стояли насмерть, держа оборону против наступавших 8 гитлеровских дивизий. Немцы бомбили город и с каждым днем усиливали наступательный натиск.
Бой, о котором впоследствии написал Константин Симонов, произошел 11 июля на Буйничском поле, где в обороне стоял 388-й стрелковый полк под командованием полковника Семена Кутепова. Утром по позициям полка немцы нанесли массированный бомбовый удар, а после артиллерийского обстрела в атаку двинулось более 50 танков на ходу, стреляя из пушек и пулеметов. За танками шли цепи вражеской пехоты.
Красноармейцы не дрогнули и открыли огонь по врагу из пулеметов и минометов, артиллеристы ударили по танкам. Немецкой пехоте пришлось залечь, несколько танков запылали, но другие продолжали наступать. До позиций наших бойцов было уже недалеко, как вдруг под немецкими танками прогремели взрывы – и они остановились. Вражеские танки попали на минное поле, атака захлебнулась. Из подбитых танков гитлеровцы еще вели огонь, и тогда их добили бронебойщики. После боя на поле остались более 20 искореженных немецких танков и не менее 300 убитых вражеских солдат и офицеров.
На следующий день, после бомбардировки и артобстрела, немцы снова начали атаку. В этот момент по вражеским танкам ударили советские артиллеристы и уничтожили несколько бронированных машин. Но на позиции 388-й стрелкового полка продолжали наступать около 70 гитлеровских танков. Чтобы не идти в лобовую атаку, немцы вышли к железной дороге Могилев-Жлобин и попали под огонь противотанковой батареи. Завязался неравный бой. Несколько немецких танков было подбито, но погибли и наши артиллеристы. Выходя из засады, немецкие танки попали под огонь артиллеристов батареи младшего лейтенанта Прощелыкина. Они подбили еще 3 танка.
Когда вражеские танки попытались зайти в тыл нашим войскам, путь им преградил противотанковый ров. По немецким машинам ударила батарея лейтенанта Возгрина, там немцы тоже потеряли несколько танков и двумя группами стали обходить ров. Одна группа танков вышла к берегу Днепра, повернула обратно и попала под огонь бойцов народного ополчения. Гранатами и бутылками с зажигательной смесью ополченцы атаковали и уничтожили несколько немецких танков.
Атаки немцев были отбиты и на других участках обороны. Жестокий бой продолжался более 14 часов. За тот день бойцы 388-го стрелкового полка вместе с ополченцами подбили и сожгли 39 немецких танков. Такие потери немцы понесли впервые.
После этих боев Константин Симонов и фотокор Павел Трошкин вернулись в Москву, а красноармейцы 388-го полка полковника Кутепова еще 10 дней стояли на своем рубеже, отбивая немецкие атаки и переходя в контратаки.
Оборона Могилева была действительно героической и имела очень большое значение для дальнейшего хода войны. За 3 недели этой битвы защитники города уничтожили 179 немецких танков, взяли в плен около 600 вражеских солдат и офицеров. Наступление немецкой группы армий «Центр» в направлении на Москву было задержано.
Сергей КИРИК
Фотографии с Буйничского поля Павла ТРОШКИНА