За легендами Средневековья и традициями уникального ткачества. Почему туристы любят Лиду?
Город, которому выпала честь стать культурной столицей страны, имеет богатое наследие. За века существования он не раз разрушался и перестраивался, но сохранил особый дух и традиции. Со славной историей Лиды корреспондента 1prof.by познакомила директор местного историко-художественного музея Ольга Пилипчук.
Нерушимая твердыня
Жемчужина города – это, конечно, Лидский замок. Его построили примерно за 5 лет в промежутке между 1323 и 1328 годами. Благодаря чередованию рядов крупных и мелких камней кладка замковых стен напоминает нитку бус. Заметнее всего это на южной стене, которая сохранилась лучше остальных. Кирпичная кладка выполнена из так называемого кирпича-пальчатки, производимого вручную. Если присмотреться, где-нигде можно заметить продолговатые линии-отпечатки. Сооружение носило оборонительный характер: высота стен от 14 до 15 метров, а башен – все 25. Толщина перекрытий внизу составляет 2 метра и сужается до полутора.
– Что сейчас, что в Средневековье в центре замкового двора ничего не размещалось. Ведь это самое небезопасное место, куда при осаде чаще всего попадали каменные ядра катапульт. Жилые помещения выстраивали вплотную к стенам. Прямого отношения к истории строения, которые видим сейчас, не имеют, поскольку были возведены в 2010 году. Они расположены немного иначе, чем средневековые кузня, гончарня, помещения для воинов, дом каштеляна, – рассказывает Ольга Пилипчук. – Изначально замок строился лишь с одной башней – башней Гедимина. Вторая появилась в конце XIV – начале XV веков по приказу князя Витовта. В этой башне находится выставочная экспозиция.
В ее первом ярусе сохранилась старинная каменная кладка, компенсаторные ниши и ниши от двух каминов, которые обогревали башню. Здесь на выставке представлены фрагменты кирпича-пальчатки, черепицы и кафельной плитки. Есть макет Кревского замка, который позволяет проследить сходства и различия двух крепостей.
К следующей экспозиции нужно подниматься по лестнице. Сегодня сделать это проще, чем в Средневековье: сходы не такие крутые и ступени не столь высокие. Но чуть запыхаться, пожалуй, придется.
На втором этаже собраны предметы, которые относятся к боевым действиям. Один из самых интересных экспонатов – корт с фирменным клеймом, созданный, предположительно, в немецком городе Пассау. Он принципиально отличается от оружия того периода, поскольку объединяет сразу три функции: колющую, режущую и рубящую. Еще этот корт уникален тем, что выкован из сплава пяти видов металлов, и в принципе не требует заточки.
Выше расположены залы, экспозиции которых рассказывают о любимых развлечениях знати, – охоте и пирах.
С третьего яруса можно выйти на боевую галерею. Отсюда открывается вид на один из самых старых районов города. В те далекие времена он располагался сразу за полноводной рекой Лидейкой, по которой к замку подходили средневековые ладьи. Водные преграды, к слову, существовали со всех сторон, и подобраться к замку было непросто.
И, конечно, какая крепость без истории о призраке? Говорят, на галереях можно увидеть воина – защитника замка конца XIV века. Верить или нет в красивую легенду – решайте сами.
– В прошлом году у Лидского замка установили скульптуру Гедимина – второй памятник великому князю литовскому в Европе. Из более 20 предложенных проектов выбрали эскизы авторства Сергея Оганова и Ольги Нечай, – рассказывает Ольга Пилипчук. – Скульптура установлена на месте, которое горожане когда-то называли площадью 600-летия Лиды, но она утратила свое название после того, как была изменена дата основания города.
Духовное наследие
Литературный отдел Лидского историко-художественного музея располагается неподалеку от замка – в доме Валентина Тавлая, в котором поэт жил вместе с женой в 1939–1941 годах. В одной из комнат воссоздали рабочий кабинет знаменитого земляка: нашли мебель того периода, повесили люстру, которая, скорее всего, освещала квартиру Тавлая в Новогрудке. Сотрудники музея даже фикус купили, поскольку именно это растение, по воспоминаниям друзей, стояло в комнате. Здесь же представлены подлинные документы и рукописи. Украшением мемориальной комнаты стал портрет поэта кисти Владимира Мельника.
От дома Тавлая направляемся к одной из главных улиц города – Советской. Внимание привлекает величественный храм. Это костел Воздвижения Святого Креста, построенный по проекту одного из основателей виленского барокко Иоганна Глаубица. Возведение святыни началось в 1770 году, когда автора уже не было в живых. Примечательно, что лидский храм не венчают башенки, типичные для архитектуры той эпохи. Историки вели споры о том, были ли они вообще, пока не нашлись зарисовки и документы на строительство. Есть предположение, что башни уничтожили в ХIХ веке.
– В этом костеле хранятся точная копия Остробрамской иконы Божьей Матери и икона Божьей матери с Младенцем, которую, по одной из версий, привезли в ХIV столетии в Беларусь францисканцы, – рассказывает Ольга Пилипчук. – Для искусствоведов особенную ценность представляют живописные полотна XVIII века. Их, по мнению польских специалистов, создавали итальянские художники по специальному заказу.
Недалеко от костела – памятный знак в честь основания Лиды, установленный в 2010 году. На камне – выдержка из завещания князя Гедимина потомкам и герб города, полученный вместе с магдебургским правом во времена правления Жигимонта III Вазы. С одной стороны изображен стоящий на задних лапах лев, а с другой – два перекрещенных ключа.
– По геральдике, лев в такой позиции на красном фоне указывает на силу и могущество воинов. Есть упоминание, что лидская хоругвь, которая размещалась в замке, входила в шестерку основных армий ВКЛ и принимала участие в Грюнвальдской битве. Что касается ключей, то, возможно, они символизируют право города на торговлю, – рассказывает наш экскурсовод. – Есть и более яркая версия, которая расшифровывает герб одной фразой: «Воин, который дерется, как лев, достоин ключей от рая».
По левой стороне дороги расположен музыкальный колледж. Он находится на месте бывшего пиарского монастыря. На территории учреждения в ХХ веке нашли клад – более 600 монет! Сейчас они хранятся в фондах музея.
Подходим к Советской площади. Когда-то она называлась Рыночной и была окружена двухъярусными строениями: на нижних этажах располагались всевозможные лавки, а на верхних жили их владельцы. В выходные сюда приезжали торговцы со всей округи. Площадь украшала ратуша. К слову, сейчас разрабатывается проект по ее воссозданию. В паре десятков шагов – Свято-Михайловский собор.
– Это один из самых древних храмов Лиды, датой основания которого считается 1863 год. Изначально он строился как католический, но был разрушен пожаром. Хоть на восстановление деньги выделялись, их все равно не хватило, и объект остался в запустении. В советские годы церковь, к счастью, не разрушили, а использовали как планетарий, – рассказывает Ольга Пилипчук. – Здесь находилось самое передовое для того времени оборудование. Известно, что учреждение посещал Петр Машеров. Работал планетарий до 1998 года, а в начале 2000-х храм вернули верующим. Некоторые из экспонатов планетария, например, осколок Сихотэ-Алинского метеорита, теперь хранятся в фондах историко-художественного музея.
Белое золото
На улице Советской находится еще одна точка притяжения белорусских и зарубежных туристов – отдел ремесел и традиционной культуры Лидского районного центра культуры и народного творчества. Здесь представлены вытинанка, керамика и гончарство, плетение из соломы, валяние из шерсти и, конечно, традиционное белоузорчатое ткачество – элемент нематериального культурного наследия Беларуси. Название технологии говорит само за себя: белый узор создается особым переплетением нитей на полотне того же цвета. Существует множество разнообразных техник. В отделе ремесел их описано около 10, и у каждой есть еще свои разновидности.
– В основном белоузорчатое ткачество использовалось в скатертях, которые были, как правило, чисто белыми, и рушниках, где мог присутствовать цветной узор или, как его называли, «шлях». Первоначально ткали из льняных нитей. Чтобы добиться нужного цвета, или нитки выбеливали, или уже сотканную вещь по несколько раз замачивали и просушивали. Иногда для отбеливания использовали пепел, – рассказывает мастер отдела ремесел Валентина Сильванович. – Позже с развитием промышленности нити стали покупать.
В отделе – двое кросен: одни привез житель Слонимского района, а вторые – Дятловского. Обоим станкам по 100 лет, но они исправно работают. Все, кому интересно традиционное ткачество, могут прийти и освоить ремесло. Однако нужно помнить, что это трудоемкий процесс. На метр белого рушника без узора, так называемый «утирач», даже опытной мастерице потребуется около 2-3 часов, а если есть узор, то и все 6. Но при желании это, конечно, не преграда. Сотрудники центра культуры и народного творчества приводят в пример минчанку, которая настолько заинтересовалась ткачеством, что несколько месяцев приезжала в Лиду на мастер-классы.
Хранит историю и современность
Накануне 75-летия Великой Победы в еще одном уникальном учреждении Лиды – историко-художественном музее открылась выставка «Нам 41-й не забыть – нам 45-й славить!». Каждый представленный там предмет имеет свою героическую и трагическую историю. Одна из инсталляций раскрывает тему массовых расстрелов на Лидчине. От картины Владимира Мурахвера, на которой изображены узники гетто, нити-«нервы» тянутся к предметам, обнаруженным на месте массового расстрела в марте 1943 года – личным вещам убитых детей, женщин и мужчин.
Вместе с Ольгой Пилипчук поднимаемся по лестнице. На стенах – фотокопии ретроснимков и открыток. Они рассказывают о том, как выглядела Лида в конце XIX – начале XX веков. Мы можем увидеть учебные заведения, культовые сооружения, железнодорожный вокзал, который не раз становился идеальной «декорацией» для различных фильмов (к примеру, события, которые нашли отражение в фильме «Августе 44-го», происходят на территории Лидчины).
В холле 2-го этажа гостей встречает трехметровая скульптура «Благословение земли», которую лидчанин Ричард Груша создал из тополя. Уникальный экспонат передали музею в 2001 году. На тот момент, поскольку дерево было влажным, он весил больше 2 тонн. Масштаб и особая красота произведения впечатляют.
От удивительной скульптуры проходим к постоянной экспозиции «Современное искусство края». Здесь, в частности, представлены работы членов Белорусского союза художников Алеся Сударя и Александра Вараксы, гравюры академика Гданьской академии искусств Чеслава Тумелевича. Этот уроженец Лиды теперь живет в Польше, но не забывает о родине: подарил музею 9 литографических листов, и большинство из них представляют первые оттиски.
Посреди зала… песок. С помощью этого материала свои эмоции, впечатление, творческие порывы могут выразить как дети, так и взрослые. Самые интересные рисунки работники музея фотографируют и хранят в открытом фонде. Экспозиция оборудована инфокиоском, в котором можно получить более полную информацию о каждом из представленных авторов.
– Отдельный зал посвящен заслуженному деятелю искусств БССР, почетному академику Российской академии искусств, ведущему художнику стеклозавода «Неман» в 60–80-е годы ХХ века Владимиру Семеновичу Мурахверу. Здесь мы попытались воссоздать творческую атмосферу мастерской художника. Сохранились объемные блокноты с зарисовками и форэскизами. Благодаря им мы можем познакомиться практически с каждым работником стеклозавода тех времен, – отмечает экскурсовод.
Особая атмосфера царит на выставке «Дорожный попутчик, не просто багаж», где экспонаты раскрывают историю ручной клади в разные исторические периоды. Погрузиться в атмосферу советского времени позволяет музейно-образная комната «Хрущевка 60-х». Отдельные образы, представленные на выставке, появилась благодаря подшивке газеты «Уперад». Конечно, рассказать в одной статье о Лиде – городе с богатейшим историческим прошлым и ярким самобытным настоящим – невозможно. Поэтому предлагаем вам непременно побывать там.
Елена КАЯЧ
Фото автора и из открытых интернет-источников