Музей не для всех. Среди экспонатов – черепа и орудия убийств
Больше 50 лет на курсе судебной медицины кафедры патологической анатомии Гродненского государственного медицинского университета находится уникальный музей. Практически с каждым его экспонатом связан несчастный случай или преступление. Но задача музея не в том, чтобы испугать посетителя, а чтобы учить и предупреждать.
– Изначально, да и сейчас в большей степени, музей служил и служит для обучения студентов. Будущим медикам, не важно, какую они выберут специальность, нужно знать азы судебной медицины, – отмечает доцент курса судебной медицины ГрГМУ Эдуард Анин. – У нас в стране это не практикуется, но, например, в России врача любой специальности могут привлечь для осмотра трупа. Медик должен определить, живой или мертвый человек, установить давность наступления смерти, описать повреждения. От того, насколько грамотно он это сделает, во многом зависит дальнейший ход расследования.
По характеру травм специалист может установить механизм причинения повреждений, давность их образования и ответить на некоторые другие вопросы, интересующие следственные органы. А случаи бывают очень разные. Один из экспонатов музея – гильза от папиросы в бронхе. Кажется, ну как она могла туда попасть?! Все объясняется довольно просто. Молодой тракторист решить закурить прямо за рулем и отвлекся от управления. В этот момент трактор «пополз» в мелиорационный канал. От неожиданности молодой человек вдохнул папиросу. Спасти его не удалось.
– Фатальные последствия имели неудачные заигрывания пациента с санитаркой: от навязчивого ухажера она отмахнулась шваброй. Кто знал, что у мужчины нарушение обмена кальция и в месте, на которое пришелся удар, череп тоньше бумаги? – комментирует очередной экспонат Эдуард Анин. – Обычный человек выжил бы, а для него травма стала смертельной.
Есть среди музейных предметов и застрявшая в дыхательных путях… рыбка. Мужчина, развлекая гостей, решил не ограничиваться песнями и анекдотами, а показать «фокус»: поймал обитателя аквариума и попытался его проглотить. Он раньше проделывал это и, похоже, был уверен, что коронный номер получится снова. Но что-то пошло не так. Пьяные друзья хотели оказать помощь – не смогли.
На одном из стендов – вещи рыбака, в которого попала молния. Точнее то, что от них осталось: обломки удочки, разорванные туфли и одежда. У этих экспонатов Эдуард Анин напоминает, что в грозу нужно отойти от воды, не пытаться спрятаться под одиноко стоящими деревьями, а присесть или даже прилечь в какой-нибудь низине. Простуда, в отличие от удара молнии, лечится…
Немало в музее предостережений и для лихачей: на стеллаже – ряд черепов, которые буквально собирали по кускам после ДТП. В одном из них практически идеально круглая пробоина. Водитель не справился с управлением на скользкой дороге, автомобиль вылетел в кювет, и не пристегнутого мужчину «выбросило» вперед. Он резко ударился головой о переключатель антенны «Волги» ГАЗ 21.
К сожалению, некоторые музейные предметы рассказывают о кровавых преступлениях. Эдуард Анин обращает внимание студентов на один из экспонатов, на котором видны множество повреждений разной формы и размеров, следы пламени. Дочь решила, что престарелый отец задержался на этом свете и пора бы уже оставить ей наследство. Обычным кухонным топориком, чередуя острую и тупую стороны, женщина нанесла родителю множество ударов по голове. Но мужчина оказался крепким и боролся за жизнь. Тогда дочка вместе с приятелем решили его сжечь…
– А этот череп военного времени. В окрестностях Гродно власовцы расстреляли, а потом добили прикладами прятавшихся евреев. От этих ударов остались характерные травмы, – рассказывает Эдуард Анин. – Потом карателей нашли и судили. Останки были вещественными доказательствами в суде.
Отдельное место в коллекции музея занимают орудия, которыми наносили травмы и даже лишали жизни. В секции «Тупые предметы» не только кастеты, дубинки или куски арматуры, но и такие неожиданные экспонаты, как, например, цепочка с ручкой для сливного бачка советского унитаза. Неподалеку выставлены так называемые «самопалы». Часть этого самодельного оружия изъяли до того, как владелец им воспользовался. В отдельных случаях тот успевал выстрелить, но травмировал самого себя. Вряд ли другого стоит ожидать от приспособления, обмотанного ниткой и скотчем.
Музей могут посетить не только будущие медики, но и (по предварительной договоренности) жители и гости города. Единственный нюанс, они должны быть старше 18 лет. Для группы проведут не просто экскурсию – лекцию, во время которой с помощью наглядных примеров расскажут о профилактике правонарушений и необходимости соблюдения личной безопасности. Когда видишь, к чему порою могут привести необдуманные поступки, начинаешь относиться к происходящему иначе.
Елена КАЯЧ
Фото автора