Линия от Чижовки до пл. Якуба Коласа и склад боеприпасов. Как строили минское метро?
Строительство минского метрополитена началась 45 лет тому назад: 16 июня 1977 года была забита первая свая. Рассказываем о интересной истории метро, в которой много определяющих событий и решений.
В конце 1960-х годов Минск был одним из самых быстрорастущих городов СССР. За десятилетие население столицы Беларуси выросло более, чем на 400 тыс. человек, в городе уже было более полумиллиона жителей и сеть городского транспорта с большим трудом справлялась с нагрузками.
Впервые новость о будущем строительстве метрополитена в Минске появилась 30 апреля 1968 года в газете «Вечерний Минск».
Первоначальный план сильно отличался от конечного. Планировалось, что линия из западных спальных районов пройдет через станцию «Октябрьская» в Серебрянку. Автозаводская линия должна была протянуться до Чижовки и пересечься с Московской линией на станции метро «Площадь Якуба Коласа». Предполагалось, что метро в центральной части Минска будет глубоким, а на окраинах планировались даже открытые участки и участки на эстакадах.
В те времена в СССР метро строили в городах с населением не менее одного миллиона жителей. Миллионный житель родился в январе 1972 года, но разработка плана строительства началась лишь в 1976-м. На первом этапе планировалось построить восемь станций. В феврале 1977 года план был одобрен Советом министров СССР и уже 16 июня первую сваю в основании будущей станции «Парк Челюскинцев» забила бригада сваебойщиков спецуправления механизации № 96 треста «Строймеханизация». Эта станция стала первенцем нашего метростроя.
Еще до начала строительства городские службы определили и включили в перспективные планы работы по реконструкции городского общественного транспорта и ряда сложных инженерных коммуникаций с учетом строительства метро. В период строительства главная транспортная артерия города – Ленинский проспект (ныне Проспект Независимости) – три года была закрыта для движения всех видов транспорта.
Материалы для строительства поставляли предприятия Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Баку и других городов Советского Союза. Чтобы бесперебойно снабжать стройку бетоном, раствором и арматурными каркасами в жилом районе Шабаны был построен завод железобетонных изделий. Строительство минского метрополитена лично контролировал первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров.
Строительство быстро набирало обороты, уже через два года строительно-монтажные работы велись на пяти станциях и перегонах между ними. Первыми были построены «Парк Челюскинцев», «Московская» и «Институт культуры». В 1979 году начались работы над станциями «Площадь Ленина», «Площадь Якуба Коласа» и «Академия наук». Последними, уже в 1980 году, стали возводить «Площадь Победы» и в ноябре станцию «Октябрьская» – последнюю из запланированных.
При строительстве метро было немало неожиданностей. Из-за высоких грунтовых вод около половины всей первой линии пришлось укладывать с искусственным водопонижением. На перегоне «Академия наук» – «Парк Челюскинцев» оказалось большое количество крупных валунов, некоторые в диаметре достигали двух метров, их приходилось дробить. На станции «Институт культуры» несколько свай попали в подземную выработку военных лет, где был обнаружен большой склад боеприпасов. Пришлось вызывать саперов. При строительстве станции «Площадь Ленина» пришлось перенести сложную сеть привокзальных подземных коммуникаций, снести несколько прилегающих к вокзалу зданий. Примыкающие к станции тоннели прокладывали под 17-ю железнодорожными путями вокзала «Минск-Пассажирский» без остановки движения поездов и под жилыми домами.
По первоначальным планам минское метро должно было быть открыто в 1985 году, к сорокалетию со дня Победы, однако метростроевцы взяли на себя обязательство завершить все работы к сорокалетию освобождения Беларуси, то есть к июлю 1984 года.
В день открытия Минского метрополитена 29 июня 1984 года были открыты все восемь станций. Пассажиров приняли «Институт культуры», «Площадь Ленина», «Октябрьская», «Площадь Победы», «Площадь Якуба Коласа», «Академия Наук», «Парк Челюскинцев» и «Московская». Первыми пассажирами стали сами метростроевцы, а специальным гостем торжества стал летчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Петр Климук.
В день открытия проезд был бесплатным, но уже на следующий день надо было опустить в монетоприемник 5 копеек. За первый год работы метрополитен подвез 80 миллионов человек.
Сергей КИРИК
Фото из открытых источников