Экономика и бизнес

Готов меняться: чтобы выйти из кризиса, белорусский турбизнес осваивает новые стратегии

Закрытие границ, отмена броней, массовая аннуляция туров в связи с пандемией коронавируса больно ударили по отечественному туристическому бизнесу. Специалисты отрасли уверены: стоит пересмотреть стратегии и инструменты работы, ведь возможности для выхода из кризиса есть.

К примеру, Республиканский союз туриндустрии видит необходимость в своевременной переориентации отечественного выездного туризма на внутренний рынок.

Стоит отметить, что из 1 700 туристических компаний, осуществляющих деятельность в Беларуси, въездным туризмом до кризиса занимались менее 100. В то время как, к примеру, во Франции и Польше туристическая инфраструктура поддерживается за счет путешествий и экскурсий внутри страны. Это позволяет компаниям оставаться на плаву в «низкий» сезон и хорошо зарабатывать в «высокий». Стабильный рост спроса на туристические услуги внутреннего рынка обеспечивается и благодаря формированию цен в местной валюте, понятному сервису, отсутствию языкового барьера. Явным преимуществом, особенно во время кризиса, является то, что деньги остаются в стране.

– Сложное время дает возможности для роста тем, кто готов меняться и сделать всё для того, чтобы доставить туристам удовольствие, а туриндустрию научить зарабатывать в новых реалиях, – отметил председатель правления Республиканского союза туриндустрии Филипп Гулый. – Сегодня наблюдается спрос на внутренний туризм, и наша задача его удовлетворить.

Чтобы изучить этот продукт, РСТИ совместно с Profi.Travel и Министерством спорта и туризма провел онлайн-воркшоп для профессионалов отрасли с презентацией возможностей всей линейки внутреннего турпродукта Беларуси (автобусные туры, экскурсии, активный туризм, санатории, спа-комплексы, туры выходного дня), а также обучающими мастер-классами. В ближайшее время планируется запустить онлайн-обучение.

По прогнозам, развитие внутреннего туризма будет происходить во всех странах. Главной антикризисной мерой для поддержки туристической отрасли РСТИ называет принцип сохранения производственной цепочки экспорта туруслуг.

– Эта цепочка состоит из инфраструктуры, торговли, логистики и иностранной дистрибуции. Если на каком-то этапе происходит разрыв, страна недополучает валютной выручки, а также прямых и косвенных налогов от субъектов туристической деятельности, – пояснил Филипп Гулый.

По данным Республиканского союза туриндустрии, за период с 20 февраля по 31 мая 2020 года недополученная экспортная выручка составит около 34 млн рублей. В целом же туристическая отрасль Беларуси может потерять за этот период свыше 142 млн рублей или 20–23% от годовой выручки.

Все это может привести к тому, что туроператорам придется распустить или отправить в долгосрочный отпуск своих сотрудников. К примеру, в соседней России из-за пандемии уже приостановили работу 65% гостиниц, 42% кафе и ресторанов.

Подробно об антикризисных мерах, которые предлагает РСТИ для нашей страны, мы писали ранее.

Вместе с тем Филипп Гулый отмечает, что налоговых каникул и отсрочки платежей недостаточно.

– Сейчас различные структуры забрасывают правительство петициями, не учитывая при этом возможности смежных отраслей, что вносит диссонанс. Компромиссное решение может быть выработано только при создании рабочей группы, в состав которой должны войти не только представители бизнеса, но и Нацбанка, Министерств по налогам и сборам, экономики, финансов, транспорта. Выходить на уровень правительства следует с конкретными и уже проработанными предложениями, – уверен председатель правления РСТИ.

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото из открытых интернет-источников