Наверх

Где справедливость на прилавках?

06 октября 2022

Большинству белорусов безразлично, почем нынче хамон и есть ли в продаже авокадо. Другое дело крупы, молочка, овощи и прочие продукты на каждый день. Здесь важно все: сколько стоит, хватает ли в магазинах, свое или привозное.

Когда растет цена, пустеют полки, на выбор сплошь импорт – это проблема не отдельно взятого человека и его семьи, а общества в целом. Достаточно вспомнить, каким социальным потрясением стал «хапун» 2010 года, когда дефицит гречки вызвал панику, а сама крупа обходилась втридорога. Учитывая важность темы, Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание по ценовой ситуации в стране и принял жесткие меры: «Цены сегодня запредельные. Они уперлись в потолок. Дальше цены повышать нигде нельзя. Нет необходимости».

За покупками в музей

 Если бы белорус из начала 1990-х на экспрессе времени попал в наши дни, то посещение продуктового супермаркета для него было бы сродни походу в музей. После консервов, ливерки и буханок черного хлеба столько видов колбасы, сортов сыра и вариаций бакалеи! Слюни текут, глаза разбегаются. Изобилие. Да, Беларусь в продовольственном плане за эти 30 лет сделала гигантский шаг вперед.

Но как бы нашего современника не подхватил тот же экспресс и не отправил в такое будущее, где продуктовый магазин станет похож на музей по-другому: посмотреть можно, купить нельзя. Не хватает денег на франкфуртские колбаски и болонский пармезан? Тогда вам в отдел «Привет из 90-х», где килька в томате, кольца ливерной и «кирпич» черного. Дешево и сердито. Где качественные белорусские товары? Стыдно не знать – все ушло на экспорт.

Фантасмагория? Перебор? Самому хотелось бы в это верить. Но цены и вправду выходят из-под контроля. Вчера Президент категоричным решением под контроль их вернул – «заморозил» с 6 октября. Билет на экспресс времени аннулирован? Куда прыгнет доллар?

Что-то цены пляшут в такт,

Нехотя и плавно.

Нет, ребята, все не так!

Все не так, ребята…

Да простит меня Владимир Высоцкий за такую интерпретацию, но у нас цены привередливые, разобраться бы надо.

Часто можно услышать, что причина внешняя – рецессия на мировом рынке. Нет, это не ретроспектива советских передовиц о загнивающем Западе, это реальность. Из-за бездумного введения санкций западными странами нарушился обычный уклад мировой торговли, заметил на совещании Президент. Рост цен на продукты в США стал самым существенным с 1979 года. В Евросоюзе побит рекорд инфляции за все время существования единой евровалюты. Причем глава европейского Центробанка Кристин Лагард на этой неделе предупредила сеньоров, месье и бюргеров о том, что рост цен на энергию и продовольствие ждет и в дальнейшем.

Нам бы ответить в духе анекдота: проблемы индейцев шерифа не интересуют. Но не все у нас растет, не всеми технологиями мы еще обладаем, и недра белорусской земли не всю таблицу Менделеева заполняют. Так что приходится покупать из-за бугра, а для этого нужна валюта.

Хотя на долларах изображены президенты-мужчины, ведет себя американская валюта, как взбалмошная барышня: курс то растет, то снижается. Ладно бы эти выкрутасы касались только валютно-фондовой биржи, но нет же – аукается даже в магазинах.

Доллар вверх – цены вслед, доллар вниз – ценам хоть бы хны: падать не собираются. Где логика? В каких-то потаенных схемах рыночного механизма.

Пока эксперты морщат лбы в догадках, чего ожидать от доллара в дальнейшем, импортеры стали отчаянными пессимистами: дальше будет хуже. Поэтому заранее закладывают в стоимость товаров и услуг «подушку безопасности». Мягко стелете, господа. Только покупателям жестковато.

«Импортеры почему-то упорно продолжают закладывать в цену товара курсовые риски, хотя курс белорусского рубля стабилен, – отметил Александр Лукашенко и растормошил Нацбанк. – Курсовой фактор давит на цену товаров, которые мы вынуждены импортировать. Так регулируйте!»

Но есть и внутренние причины.

Купи – перепродай

 Знаете притчу, в которой король собрал вельмож и потребовал ответа: почему налогов в стране все больше, а в казне денег все меньше? В ответ – тишина. Тогда придворный шут взял кусок льда и попросил вельмож по кругу через все руки передать его монарху. До короля дошла всего лишь капля.

А теперь в обратной перемотке представим эту историю, но уже по схеме «сельхозпроизводитель – перерабатывающее предприятие – магазин». Переходя с одного этапа на другой, наша «ледышка» будет увеличиваться в размерах, пока не станет размером с айсберг, потопивший «Титаник». А дело в том, что в промежутках присутствовали перекупы «возьми за рубль – продай за семь». И тот же сельчанин, работающий на животноводческой ферме, в магазине вдруг узнает, что выращивал «золотую» свинину.

По данным комитета госконтроля, зафиксировано немало случаев, когда яблоки, лук, свеклу и капусту сельхозпредприятий перекупы (они же – посредники) продавали с наценкой под 300%.

«Какое это «недобросовестное посредничество»? – возмутился Александр Лукашенко. – Четко должно быть прописано: посредничества быть вообще не должно. Не должно».

Внимательный читатель заметил, что в этом тексте буква «ё» заменена на «е». Такова современная журналистская практика. А вот в магазине не все замечают нюансы. Мельчайшие изменения могут быть способом обойти антиинфляционное законодательство: добавляешь к известному покупателю продукту пару незначительных ингредиентов, вроде ванильной пудры на ванильное мороженое, – готово! Новинка с наценкой. Впрочем, Президент привел более проникновенный пример: «Расчленили дохлую курицу, впихнули в полиэтиленовый пакет – новый товар! А люди вынуждены покупать те же продукты, но почему-то по более высокой цене. Понимаете, до чего дошли: целая тушка цыпленка стоит два рубля, а пополам расчлененная – пять рублей, к примеру. А что случилось, почему в два-три раза подорожал товар? Потому что вы его пополам разрезали?»

Досталось и потребкооперации. На совещании у Президента председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко рассказал, как порой формируются цены. На прилавках торговых сетей яблоки выставлены по два-три с половиной рубля за килограмм. В то время как с частных подворий принимают по 80 копеек. А на заготовку производители покупают вообще за 20 копеек.

Президент поручил депутатам взять работу потребкооперации на особый контроль.

Не дернется ни одна цена

 В детстве, размазывая по тарелке кашу в нежелании ее есть, я изучал столовые приборы. Обратил внимание, что на обратной стороне ложек и вилок была выгравирована цена. Только сейчас понимаю, насколько это символично. В Советском Союзе изготавливали «долгоиграющие» товары с фиксированной стоимостью. Неважно, куда их повезут – в Брест или Владивосток. Неважно, когда их продадут – завтра или в следующей пятилетке. Экономика жестко регулировалась государством.

Казалось бы, в наши дни такое невозможно вообразить. Но Президент еще раньше предупреждал, что готов на крайние меры. 25 февраля Александр Лукашенко заявил о возможной диктатуре в ценообразовании. Фразу «Сказать – завтра вообще не дернется ни одна цена» кто-то пропустил мимо ушей, кто-то воспринял аллегорией, кто-то посчитал нереализуемой. Что ж 6 октября 2022 года все поняли так, как надо.

Нельзя сказать, что вчера актуальная тема была закрыта. Глава государства раздал немало поручений министерствам и ведомствам, дабы окончательно навести порядок. Цель которого в том, чтобы на прилавках отечественных магазинов были товары надлежащего качества, в широком ассортименте и по справедливым ценам.

Олег ФЕДОРОВ

Печатную версию читайте в №40 газеты “Беларускi Час”

 

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024
Все новости