Общество и профсоюзы

#InFocus_раввин

Мордехай Райхинштейн: «Мы молимся за Беларусь, за страну, в которой живем».

Традиции еврейской культуры и религии занимают особое место в истории белорусского общества. Первые еврейские поселенцы появились на белорусских землях еще в ХІV веке. Это подтверждает грамота великого князя литовского Витовта, выданная брестским евреям и датированная 1383 годом.

О мировоззрении и моральных ценностях евреев нашему корреспонденту рассказал главный раввин Иудейского религиозного объединения Беларуси Мордехай РАЙХИНШТЕЙН.

– Слово «раввин» означает «ученый человек, учитель». Как вы стали раввином?

– Раввин ничем не отличается от светского человека. Он просто лучше знаком с традициями, лучше знает Талмуд – свод правил, основанных на толковании Библии и регламентирующих религиозные, правовые отношения и быт верующих евреев. Изучение же Талмуда во многом построено на логике, и еврейский ум годами оттачивался на ней. Когда открылись стены гетто и евреи ринулись изучать разные науки, они показали очень серьезные результаты. Мы используем знания и интеллектуальные способности, столетиями накопленные нашими предками. Скоро эти накопления начнут иссякать. Уже сегодня мы видим, как много китайских и индийских ученых обходят нас в различных сферах современной жизни. 

А что касается раввинов, то их готовят во многих учебных заведениях. Я учился в Израиле в техническом вузе для религиозных людей, изучал прикладную математику и даже не предполагал, что стану раввином. Но бывал в молодежных лагерях и однажды почувствовал: у меня есть, что дать людям. Религиозная обязанность каждого еврея – как можно глубже изучить свою традицию.

К слову, родился я в Могилеве, там же окончил школу. Служил в армии, учился в ленинградском вузе, работал в Киеве. Когда в Беларуси началось возрождение иудейской религии, вернулся в Могилев. 

 

Полную версию интервью смотрите на нашем канале 1prof.by.

– Много ли в Беларуси еврейских общин?

– В нашем объединении сегодня их около 40. Есть очень маленькие, но есть и большие: в Минске, Пинске, Бобруйске, в областных центрах. В Беларуси проживают десятки тысяч евреев, но не все они отождествляют себя с религиозной общиной. В паспортах у них нет записи о национальности, и даже перепись не дает точных результатов. Есть такая общественная благотворительная организация, как «Хэсэд-Рахамим». Она помогает пенсионерам и малоимущим евреям. Так вот, подопечных у этой организации намного больше, чем евреев, указанных в переписи населения.

– Вы отец шестерых детей. Каков уклад еврейской семьи?

– Евреи большое значение придают семье, кровным узам, обязанностям родителей и детей. У нас много многодетных семей, потому что мы считаем: каждый ребенок, который рождается в этом мире, приближает пришествие Мессии. Национальность у нас передается по матери, а не по отцу. По нашим законам муж должен тратить на себя меньше, чем на семью. Есть закон, по которому при разводе он обязан выплатить жене достаточную сумму, чтобы она не осталась без средств к существованию.

– В Беларуси родились многие известные евреи – художники Марк Шагал и Хаим Сутин, президенты Израиля Хаим Вейцман, Залман Шазар, Шимон Перес и премьер-министр Менахем Бегин. Как считаете, повлиял ли на них этот факт?

– Безусловно. Особенности земли, людей, живущих здесь, отношения между ними – все это дало возможность развиваться. И в Талмуде говорится, что место, где живет человек, очень на него влияет. Шагал, я считаю, наше общее наследие – и белорусское, и еврейское, и французское. Отовсюду он что-то взял. В Беларуси также жили великие раввины, написавшие великие книги. Радунь, Мир, Воложин, Брест – это места, где жила наша духовность. 

– С чем отождествляют евреи понятие «Родина»?

– У нас существует понятие «Святая земля», которую нам даровал Всевышний. Там будет построен Храм. Сегодня есть государство Израиль, но мы постоянно молимся об отстроенном Иерусалиме, хотя в самом городе ничего разрушенного нет. Но с точки зрения традиции, пока не построен Храм, мы не можем говорить, что здесь все идеально.

У нас также есть закон, по которому евреи должны молиться за ту страну, где они живут, поскольку она дает им возможность жить и исповедовать религию. И мы читаем такую молитву каждую субботу. Очень важно уважать и быть лояльными, исполнять законы. В Талмуде также высказан принцип: «Закон государства – Закон». То есть, если человек не платит налоги там, где их надо платить, он нарушает еврейский религиозный Закон соблюдать законы государства, где живет.

– Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

– Обрести духовную свободу, не зависеть от каких-то факторов – от материальных и других причин. Это может быть непросто, но это то, к чему надо стремиться.

Беседовали Сергей КИРИК и Катерина ЛЕОНОВА

Фото Валерия КАРТУЛЯ