Наверх

Как в Березовском районе делают белорусскую «птицу счастья», признанную национальным достоянием

14 июля 2017

В Березовском районном центре ремесел Брестской области можно примерить андарак и узнать, как рождается щеповая птица.

Юбку-андарак, которой не менее 100 лет «от роду», примерить захотелось сразу же, как только директор центра ремесел Наталья Ковалевич извлекла ее из хранилища. Нарядная шерстяная одежда красного цвета с завораживающими бело-розовыми полосками не может не привлечь внимания. Едва получив разрешение на примерку, я тут же облачилась в «обновку». Наталья Ивановна улыбнулась и предложила переодеть наряд – оказывается, я надела юбку задом наперед.

– Андарак – юбка праздничная, ее ткали одну на всю жизнь и таким образом, чтобы она и юной деве подходила, и взрослой матроне, – объяснила моя собеседница, знающая толк в народном творчестве. – «Вечный» эффект достигался за счет хитрой застежки, спрятанной в складках юбки, и складочки эти должны располагаться сзади, а не спереди.

Носили андарак с фартуком и льняной рубахой. Мой наряд оказался «уроженцем» деревни Соколово. Как рассказала Наталья Ковалевич, 100 лет назад одежда являлась своеобразным паспортом. Скажем, жительницы деревни Пересудовичи Березовского района ткали юбки с синими полосками, идущими одна за одной, а дамы из деревни Огородники через двойную синюю полоску пропускали двойную белую. Юбку-нивлянку ткали и носили жительницы деревни Нивы (той самой, откуда родом поэтесса Нина Матяш).

Женские наряды на Березовщине были приметными, самобытными. Однажды на фестивале народного творчества, который проходил в Польше,

к Наталье Ковалевич, одетой в национальный костюм, подошла полька и спросила: «Вы не из Сигневичской гмины?» Костюм действительно был оттуда.

Прогуливаясь по залам Березовского районного центра ремесел, не перестаю удивляться разнообразию тканых узоров, математически тонко рассчитанных ткачихами – простыми сельскими женщинами.

– Схемы ткачества были настолько замысловатыми, что непосвященным людям понять их оказалось невозможно, поэтому большинство утеряно – родственники просто выбрасывали непонятные записи, – вздыхает директор учреждения.

Сотрудницы центра ремесел тоже освоили ткачество. Сама Ковалевич может работать даже на ставах – на древнем ткацком станке, верхнюю часть которого привязывали к потолочным балкам.

Кроме одежды наших предков, невозможно не обратить внимание и на другие ценные раритеты Березовского районного центра ремесел. Вот детская кукла, сделанная из трех платков. Она притягивает к себе неким внутренним теплом. Сразу видно – хранительница очага, а не какая-то там Барби. А вот дудочки-свистульки. Кажется, надоедливая мелочь, а на самом деле они помогали детям развивать речевой аппарат. Хранится здесь и дудочка из липовой ветки. Изготовил жалейку мастер из деревни Заречье Василий Сорока. Пытаемся играть на ней – получается. Звук, правда, не льется, а томно вырывается наружу, но все же…

В следующей комнате застаю за работой молодого человека. Вокруг него полно щепы, деревянных заготовок, стол просто устлан острыми ножами-резаками. Наталья Ивановна с полувзгляда догадывается, что я ничего не понимаю.

– Неужели не узнаете знаменитую щеповую птицу-оберег? – спрашивает меня с улыбкой. – Она практически стала символом нашего города.

Мне становится стыдно, ведь эта птица стараниями Натальи Ивановны внесена в Государственный список историко-культурных ценностей. Случилось это около 1,5 года назад, и «птицу счастья» уже узнают не только в Березе, но и во всей Брестской области.

В деревне Судиловичи Наталья Ковалевич разыскала мастера, владеющего технологией изготовления оберега. Николаю Галабурде более 90 лет. Сам он уже не может вырезать необычных птиц, но подробно рассказал, как это делается. Все и просто, и сложно одновременно: необходимо взять липовую, ольховую или осиновую чурку, расколоть по волокнам на бруски и вырезать по отдельности туловище с хвостом и крылья, а затем соединить их, вставив в паз. При высыхании дерево сжимается, и птица выглядит цельной. Первый экземпляр щеповой птицы изготовил в 2010 году народный мастер Александр Левкович. Сегодня этой технологией владеет лишь 25-летний Александр Лавринович. Его я и увидела в мастерской за изготовлением очередного экземпляра оберега.

На работу у мастера есть только две недели – потом дерево высыхает, и желаемый результат получить не удастся. Ажурность изделия достигается за счет остроты ножа. К слову, когда снимали фильм об изготовлении птицы, можно было наблюдать, как по мере работы у мастера становилось все больше забинтованных пальцев, то есть дело травмоопасное, и детей данному мастерству не учат.

– Наши предки считали птицу сакральной, способной отвести беду, а потом ее сжигали, – говорит Наталья Ивановна. – Мы возродили древнее ремесло, которое, похоже, станет символом современной Березовщины.

Кстати, 15-16 июля 2017 года Береза отпразднует свой 540-летий юбилей. В рамках праздника в Центральном парке планируется открыть аллею деревянных скульптур и памятный знак «Щеповая птица-оберег». Кроме того, участники народно-патриотической профсоюзной акции «Мы – вместе!» 15 июля поздравят город праздничным концертом.

Галина СТРОЦКАЯ

Фото автора и БЕЛТА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024
Все новости