Общество и профсоюзы

Наша история: легендарная Гардарика и таинственный Голотическ

Чтобы твердо стоять на земле своих предков, славить героев, отдавших за нее жизнь, жить в соответствии с их заветами и строить такое общество, за которое не будет стыдно перед потомками, мы стремимся познать свои корни.

О наших предках-славянах, живших на территории Беларуси, мы беседуем с магистром исторических наук Могилевского государственного университета им.А.А. Кулешова Алексеем АВЛАСОВИЧЕМ.

– В истории восточных славян лучше всего исследован период с конца X века, когда появились первые древнерусские, арабские, греческие и византийские письменные источники, в которых описываются случаи вооруженных столкновений со славянскими переселенцами, их быт, традиции и нравы, – рассказывает Алексей Михайлович. – Но славяне хорошо известны, в том числе и по письменным источникам, еще с VI века, когда они появляются на границах Византийской империи, откуда переходят на Дунай и сталкиваются с греками. В этот период часть славян переселилась на восток. О причинах можно только догадываться. Но о том, что это действительно так, свидетельствуют копии византийских изделий, которые довольно искусно изготавливали славяне уже на новом месте обитания. Другим доказательством являются топонимические названия. На Смоленщине, к примеру, есть речка Дунаек.

Самая ранняя славянская культура соотносится с Пражской культурой, которая распространилась на территории нынешней Беларуси, Украины и части Польши.

То есть в VI веке наши предки начали заселять территории Беларуси, Украины и Польши, продвигаясь к теперешнему Новгороду и далее на север. В результате в VIII–X веках они обосновались на Дону и Оке. На территории современной Германии также сохранилось множество топонимов. По одной из версий, такое глобальное переселение славян связано с колоссальным демографическим взрывом.

– Сегодня много говорят о легендарной стране Гардарике. Где, по-вашему, она находилась?

 – Гардарика упоминается прежде всего в скандинавских источниках с конца VIII, а еще больше в IX–X веках. То есть с того времени, когда «оперившиеся» викинги в ходе разбойных набегов столкнулись со славянами и увидели на их землях множество укрепленных городищ с оборонительными стенами, валами и курганными насыпями, в которых те хоронили умерших сородичей. Такие оборонительные городища, как правило, основывались в местах, защищенных природным ландшафтом.

Что касается городов (в современном понимании этого слова), то на землях, заселенных славянами их не было, поскольку не отмечено преобладания ремесел над сельским хозяйством, наличия письменности и других свидетельств материальной культуры. Таким образом, в Гардарике, значительная часть которой охватывала и земли нынешней Беларуси, жили в основном земледельцы, селившиеся в защищенных местах.

К слову, самые древние белорусские города Полоцк и Туров выросли именно из этих поселений. К тому же периоду относится и упомянутый в «Повести временных лет» легендарный «город-призрак» Голотическ, который по неизвестным причинам был покинут жителями. Свидетельства о месте его нахождения пока не найдены. Не исключено, что он располагался на территории Могилевской области. Возможно, в Круглянском районе, в окрестностях деревни Головчин, где имеется ряд курганных насыпей. К сожалению, результаты раскопок пока это не подтверждают, но поиски таинственного города ведутся.

– Вы упомянули о курганах. Что дает современному человеку знание о древней культуре захоронения?

– Прежде всего понимание того, что элементы этих многовековых традиций, несмотря на христианизацию, сохранились до наших дней. В слегка измененной форме мы придерживаемся их и сегодня. Пример тому – обряд тризны, или поминки усопшего за столом, хотя это вне христианских обычаев. Так же как и поминание покойного на его могиле.

За тысячу лет христианским миссионерам удалось добиться лишь отмены обряда кремирования, который широко практиковали славяне в древности, помещая пепел в горшочки и насыпая над ними курганы, которые в наше время трансформировались в обязательный холмик над могилой.

Еще одним сакральным элементом древних традиций является бережное отношение к памяти предков, которые, как считалось ранее, даже после смерти оберегают родичей. Все, наверное, слышали, как дети, гоняясь друг за другом во дворе, часто употребляют малопонятное сейчас выражение: «Чур меня, чур!», которое, по сути, является обращением к пращуру с просьбой о защите.

– Наш разговор, признаться, заставляет задуматься о Могилеве, чье название с легкой руки Янки Купалы мы больше связываем с именем захороненного в здешних местах Машеки. Что о времени основания города и о происхождении его названия думают историки?

– Предполагают, что легенда к названию не имеет никакого отношения. Так же как и дата основания города, который недавно отпраздновал свое 750-летие. В ходе проведенных раскопок найдены артефакты, свидетельствующие о том, что город был основан, как минимум до 1015 года. Доказательством являются донцы глиняных горшков, на которых сохранилось изображение древнего славянского княжеского клейма в виде трезубца. Артефакт эпохи князя Владимира, прозванного Красным Солнышком, умершего в 1015 году, и найден в Могилеве. Это подтверждает, что в конце IX – начале X века Могилев во главе с княжеским наместником уже существовал. Что касается монет, то самая ранняя из найденных на территории нынешнего Могилева датируется VII веком.

И все же, несмотря на эти находки, для того, чтобы вернуть Могилеву недостающие века, необходима более конкретная дата его существования, упомянутая в письменных источниках.

Если же говорить о названии города, то в летописи Сурты имеется запись, датированная 1026 годом, о некоей «горе-могиле», то есть месте раннехристианских захоронений, которые, как мне думается, и дали название Могилеву.

Археологические находки подсказывают, что в X–XI веках на территории города уже существовала церковь, а при ней кладбище. Этот факт позволил историкам предположить, что Могилев был основан как центр христианизации, в котором размещались княжеский гарнизон и администрация, призванные окрестить местное население и собирать с него дань.

Елена ЮШКЕВИЧ

Фото автора