Наверх

Образование инвалидов в Беларуси может стать проблемой для нанимателей?

17 декабря 2019

Потери экономики из-за отчуждения инвалидов от рынка труда могут достигать 7% ВВП.

В рамках международной научно-практической конференции «Новыя навыкі для новых спраў: возможности и вызовы для обучения в течение всей жизни в условиях развития цифровой экономики» эксперты обсудили возможности для получения образования и трудоустройства людей с инвалидностью.

Руководитель Офиса по правам людей с инвалидностью и заместитель председателя белорусского общества инвалидов Сергей Дроздовский отметил, что, если рассмотреть доступность образования и вызовы, которые есть, через кейс инвалидности, то будет заметно, что во многом он носит характер критический и даже шоковый.

– Первичный выход на инвалидность в Беларуси происходит после 40 лет. При этом чаще всего человек фактически больше не может полноценно работать по своей прежней профессии. И далее либо он мотивирует себя, чтобы что-то с этим делать, либо практически выпадает из жизни. Социологи говорят о том, что процессы маргинализации опасны для общества. Ожидать, что люди сами себя замотивируют, вряд ли стоит, – считает Сергей Дроздовский.

Известно, что потери экономики из-за отчуждения инвалидов от рынка труда могут достигать 7% ВВП. При этом мы постепенно приближаемся к 2023 году, когда правительство запланировало ввести системы квотирования рабочих мест в стране. Это означает, что наниматель будет обязан найти себе сотрудников с инвалидностью.

– В 2023 году нас ждет шоковая терапия. Потому что уже сегодня наниматели четко понимают, что им сложно подбирать себе работников с инвалидностью по квалификации и другим критериям. Это будет проблемой, ведь развитой структуры, чтобы это компенсировать, еще нет. Для людей из центра Минска и из далекого поселка открываются совершенно разные возможности, – подчеркнул Дроздовский.

Сейчас в Беларуси уже функционируют места, где инвалиды могут получить образование. К примеру, в Минском государственном колледже электроники в течение 16 лет осуществляется обучение детей с особенностями. Здесь ведется профессиональная подготовка людей с нарушениями опорно-двигательной системы, с расстройством аутентического спектра, с нарушением слуха, а с 1 сентября 2019 года началось обучение детей с нарушениями зрения. При этом в данном учреждении образования действует принцип «равный обучает равного», то есть особенных детей обучают педагоги, которые находятся в таких же жизненных обстоятельствах.

Руководитель колледжа Георгий Козел рассказал: «Все профессии, которым мы обучаем особенных детей, носят интеллектуальную направленность. Это программисты, операторы ЭВМ, то есть профессии, которые, говоря простым языком, «хлебные». За 16 лет мы выпустили более 500 профессионально подготовленных учащихся. Все они трудоустроены по полученным специальностям».

Говоря о проблемах, которые существуют в образовании инвалидов в нашей стране, директор отметил, что у колледжа есть возможность на порядок увеличить количество подготавливаемых специалистов, однако есть препятствие – трудоустройство выпускников. На данный момент учреждение образования само занято поиском заявок.

– И, конечно, еще одной важная проблема – нехватка центров с возможностями обучения людей с инвалидностью высококвалифицированным профессиям, – отметил директор Минского государственного колледжа электроники.

Кристина СМОЛЬЯНОВА

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024
Все новости