Праздничный март Тамары Скворцовой. Актриса Коласовского театра отметила сразу два юбилея
Наверх

Праздничный март Тамары Скворцовой. Актриса Коласовского театра отметила сразу два юбилея

27 марта 2021

Звезда Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа – заслуженная артистка Беларуси Тамара Скворцова. блистает на сцене уже 50 лет. О прожитых годах умолчим. Ведь сколько бы их не было, они оказывались неизменно яркими. Такой уж характер у нашей героини.

Тамара, которая всегда была артисткой

Она решила дарить людям радость в самом раннем детстве. Делала это с огромным желанием и небезуспешно читала стихи, пела песни. Совсем скоро в родной деревне на Случчине девочку стали звать не иначе как Тамарой-артисткой. Пряники и конфеты, которые она получала в качестве гонорара за свои выступления, скоро сменились первым творческим признанием и настоящими аплодисментами, заслуженными во время спектаклей школьной самодеятельности.

Окончив 4 класс, девчонка прочла в газете: в Несвижский интернат набирают одаренных детей. Тогда, вспоминает актриса, она не стала вникать, в какой области должны быть одарены ребята, знала точно – ей нужно именно туда.

– С 5-го по 11-й класс я училась в интернате, – вспоминает Тамара Скворцова. – Это были самые счастливые годы в моей жизни. В Несвиже все дышало историей: там работала типография Сымона Будного, учился Колас. В замке Радзивиллов размещался санаторий, и мы, девчонки, когда подросли, ходили туда на танцы. Вальсировали в зале с паркетным полом, а стены украшали портреты хозяев того шикарного места. Гуляли среди парковых скульптур, зимой катались на коньках по замерзшему озеру. Такого счастья потом я больше никогда не испытывала…

Воспитанники интерната жили очень насыщенной жизнью. Ребят возили в Москву, Ленинград, Минск, проводили для них много конкурсов. Была в Несвиже и своя театральная студия. Тамара-артистка – активная участница всех мероприятий окончила учебное заведение с медалью и поехала за мечтой – поступать в столичный Театральный институт.

Как нередко бывает, комиссия сразу не рассмотрела перспективную абитуриентку. А та не стала делать из неудачи трагедии и подала документы на филологический факультет БГУ. Конкурс в один из главных вузов страны тоже был немаленьким – нужно было набрать не меньше 19 баллов за 4 экзамена.

– И вот я сдаю историю, по которой мне нужна «пятерка», – вспоминая этот случай, Тамара Скворцова с трудом сдерживает смех. – Вытаскиваю билет, а там вопрос: поход Ермака. По этой теме помню только год похода. Ну и начала издалека – с событий 200-летней давности. И так хорошо говорю, стараюсь, едва ли не моноспектакль разыгрываю. Преподаватель слушал, смотрел, а потом и говорит: «Ну хоть год назовите». Я справилась, получила 5 баллов и стала студенткой.

И филолог, и актриса

Тамара Скворцова с головой окунулась в учебу, не забывая при этом о творчестве. Студенческий театр БГУ в те годы брался за серьезные пьесы, на его сцене появлялись полноценные спектакли, о которых писали республиканские газеты. Будучи студенткой, наша героиня сыграла Кабаниху в «Грозе» Островского, Аниту в мюзикле «Вестсайдская история».

Когда театр имени Янки Купалы объявил о наборе в студию, Тамара не смогла остаться в стороне. Напомним, в те годы драматические театры периодически объявляли о наборе талантливой молодежи, которая могла бы получить практикоориентированное образование. Ребят курировали директор, опытные режиссеры и артисты – студийные педагоги. Тамаре Скворцовой повезло учиться у Леонида Рахленко, Валерия Раевского, Бориса Луценко, Зинаиды Браварской.

– И с самого первого дня мы принимали участие в спектаклях, – вспоминает собеседница. – Что может быть лучше этого? Ты не просто, как в институте, получаешь теоретические знания – свои умения тебе передают практики. А вечером ты встречаешься с ними на одной сцене. Мастера играют главные роли, ты выходишь в массовке и видишь, как то, о чем тебе только что рассказывали, воплощается в спектакле.

Естественно, в университете пришлось перевестись на заочное отделение. О том, чтобы бросить вуз, обязательная и аккуратная Тамара даже не помышляла – напротив, успевала еще и подрабатывать. Здесь пригодилось знание польского языка. Студентка сразу двух учебных заведений – БГУ и Купаловской студии – в качестве переводчицы возила туристические группы по всему Советскому Союзу.

Она успешно училась не только актерскому мастерству, но и филологии. Даже получила приглашение в Ягеллонский университет, чтобы развить тему дипломной работы до уровня диссертации. Но любовь к театру взяла верх – от научной карьеры девушка отказалась.

Первой большой ролью выпускницы Купаловской студии стал образ Гали в спектакле «Трибунал» Андрея Макаёнка. На одной из постановок присутствовал сам Петр Машеров. Тамара Владимировна до сих пор с трепетом вспоминает его отзыв о спектакле.

К сожалению, звездной судьбы в столичном театре у нее не сложилась: почувствовала актерскую ревность со стороны более опытной коллеги. Юношеский максимализм не позволил стерпеть обиду, и когда в Минск на гастроли приехала труппа из Витебска, сама подошла к Соломону Казимировскому – на тот момент руководителю театра имени Якуба Коласа. Попросилась на просмотр худсовету. Ему молодая актриса понравилась. Так она и осталась в Витебске.

– Но предложение вернуться в Минск у меня было, – не без гордости замечает Тамара Скворцова. – На желание снова видеть меня в труппе намекнул купаловский режиссер Валерий Раевский, посмотрев спектакль «Сымон-музыка», с которым мы спустя несколько лет приехали на гастроли в столицу. На тот момент я была уже замужем, в семье росла дочь – не рискнула снова круто поменять судьбу. Жалею ли об этом? Сказать сложно. Но с возрастом поняла, что жизнь надо постоянно менять, мы зря этого боимся.

«У меня всё впереди!»

Сейчас Тамара Скворцова – состоявшаяся актриса, на ее счету немало ярких ролей. Но был и период творческого затишья. Кстати, его предсказывал еще в годы учебы Леонид Рахленко. Мастер замечал: «Самые важные роли ты сыграешь после 40. В этом возрасте твои внешность и внутренний мир придут в соответствие». Так и вышло. Будучи опытной актрисой, она сыграла властную старуху Барабошеву («Праўда – добра, а шчасце лепш» А. Островского), Марцелю («Хам» Э. Ожешко), Мальвину («Несцерка» В. Вольского), а в 1996 году получила роль Агафьи Тихоновны в гоголевской «Женитьбе». По замыслу режиссера Валерия Маслюка, герои спектакля – возрастные люди. И это придает постановке особый шарм.

Однако актриса с трудом сдерживает эмоции, вспоминая постановку Валерия Анисенко «Пахавайце мяне за плінтусам» по повести Павла Санаева. Там Тамара Скворцова сыграла бабушку.

– Когда Валерий Анисенко объявил о намерении взять в работу материал, я сразу поняла: бабушка – моя роль, – рассказывает она. – Но в то же время знала, кому режиссер хочет ее предложить. Никаких надежд не питала. Но вдруг подходит ко мне Анисенко и говорит: «Может, поработаем?» Когда поняла, о чем он, расплакалась.

За эту роль Тамара Скворцова получила 3 диплома: «За психологическую правду образа в сценическом воплощении современной прозы» на IV Международном театральном фестивале  «Родниковое слово» (Архангельск, Россия), «Лучшая женская роль» на VI Международном фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» (Орёл, Россия) и «Золотой диплом» на Международном театральном форуме «Золотой витязь» в Москве. Актриса вспоминает, что представитель жюри последнего фестиваля уверял: так, как она, сейчас мало кто играет, в Москве все больше «штукарят».

– Но я не умею по-другому, – признается наша героиня. – Если не пропущу через себя этот материал, то спектакль не будет настоящим. Да, после каждой постановки я долго отдыхаю. Но иначе не могу работать.

Нет у нее и привычки оказываться от эпизодических ролей. Тамара Скворцова может сыграть и уборщицу, и королеву, согласна выйти в небольшом эпизоде или примерить на себя сказочный образ. Для нее главное – жить на сцене.

С удовольствием рассказывает она о своих перемещениях в одном и том же спектакле. Только попав на Коласовскую сцену, она сыграла небольшую комичную роль жены судьи в визитной карточке витебского театра – спектакле «Нестерка». После много лет выходила к зрителю в образе одной из главных героинь Пани Мальвины. Сейчас, уступив эту роль более молодой актрисе, снова играет жену судьи.

Тамара Скворцова уверена: актер должен постоянно развиваться, получая новые впечатления. Она благодарна театру за то, что в ее судьбе таких эмоций было немало – труппа побывала в Америке, Париже, Лондоне, Венеции. И это были не просто путешествия, а своего рода образовательная миссия театра.

– Как-то в Англии я заметила, что на спектакль «Шагал… Шагал…» уже третий раз приходит один и тот же мужчина. Спектакль камерный, мы играли его в малом зале, и зрители были хорошо видны, – делится собеседница. – Я к нему подошла и спросила, чем вызван такой интерес к нашему творчеству. На что мужчина ответил, что никогда раньше не слышал о Шагале и ничего не знал о Беларуси. А сейчас очень рад тому, что открыл для себя удивительную страну и художника, который родился там.

Так сложилось, что в юбилейный год актрисе не удалось сыграть бенефисный спектакль. Говорит она об этом с легкой грустью, но тут же замечает:

– В конце напиши: Скворцова уверена, что у нее еще все впереди!

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото Андрея ЖИГУРА, Натальи ЛОВИЦКОЙ-ЕРМОЛОВОЙ и Марины КОТЛЯРОВОЙ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
12 февраля 2025 11 февраля 2025 10 февраля 2025
Все новости