Наверх

Велогонке «Тур де Франс» исполняется 120 лет. С чего начиналась история соревнований

30 июня 2023

1 июля 2023 года стартует самая известная и престижная велосипедная гонка мира «Le Tour de France» («Тур по Франции»).

На протяжении ста лет «Большая петля», как еще называют эту велогонку, привлекает внимание миллионов зрителей во всем мире и на каждом этапе сотни человек по-прежнему выходят посмотреть на велогонщиков.

Самая первая гонка запомнилась не только примерами выносливости и противостояния характеров, но также мошенничеством и обманом.

В начале ХХ века во Франции уже проводились велогонки между городами, они были очень популярны, хотя многодневных заездов с несколькими этапами еще не было. В ноябре 1902 г. идея превратить Францию в гигантский велодром пришла журналисту газеты L’Auto Жео Лефевру и директору-редактору этого издания Анри Дегранжу, бывшему чемпиону по велоспорту.

Они задумали многодневную велогонку, нацеленную, прежде всего, на увеличение тиража своей газеты, и проложили маршрут в 2 428 километров по часовой стрелке из Парижа в Лион, Марсель, Тулузу, Бордо и Нант, с возвращением во французскую столицу. В гонке предусматривались 6 этапов, средняя протяженность каждого была вдвое больше современной – 400 километров. Стартовать велогонщикам предстояло еще затемно, чтобы при удачном стечении обстоятельств финишировать в светлое время суток. Ехать предстояло около 17 часов. На отдых между этапами планировалось отводить по два-три дня.

19 января 1903 г. в газете L’Auto было объявлено о гонке «Тур де Франс». За участие во всех этапах состязаний велосипедисты должны были уплатить 10 франков, за участие только в одном этапе 5 франков.

Поскольку префект Парижа не позволил гонщикам стартовать в самой столице, пришлось перебраться в парижский пригород Монжерон. Там 1 июля 1903 г. в 15 часов у кафе Reveil Matin («Будильник») собрались участники гонки: 49 французов, 4 бельгийца, 4 швейцарца, 2 немца и 1 итальянец. Треть участников были профессионалами, остальные – энтузиастами-любителями, это были ремесленники, пекари, мясники, механики.

Профессионалов спонсировали производители велосипедов. Лучшими считались стальные La Francaise, с одной передачей и деревянными дисками, весившие около 18 кг. Надежные тормоза были у немногих, а шины на неасфальтированных дорогах легко повреждались.

В 15:16 велосипедисты нажали на педали и помчались в неизвестность. За ними не ехали машины техпомощи, не было питания и автобусов для отдыха. Запасные шины и камеры гонщики везли на себе, обернув их вокруг туловища. Рассчитывать приходилось только на себя, участников объединяло лишь желание преодолеть это испытание на выносливость. Правда, неплохим стимулом выступала и внушительная сумма призовых – 3 000 франков. В те времена, для сравнения, средняя дневная зарплата рабочего составляла около 5 франков в день.

Протяженность маршрута из Парижа в Лион составила 464 км и некоторым гонщикам это оказалось явно не по силам. Первый этап гонки был отмечен неблаговидным поступком. Несколько участников по простоте душевной доехали до ближайшей железнодорожной станции, погрузились с велосипедами на поезд до Лиона и спокойно поехали. Им и в голову не пришло, что в этом же поезде едут и организаторы велогонки, которые и выявили обманщиков.

Среди гонщиков тогда было совершенно нормальным курить на дистанции, считалось, что это помогает дышать. Вполне естественным считалось пригубить вина для придания сил. Питаться можно было в придорожных кафе, в день на расходы каждому гонщику выдавали по 5 франков.

В первом «Тур де Франс», проехав по грунтовым дорогам десятки километров, с дистанции сошли 23 человека, но дисквалифицированы они не были и могли дальше продолжать гонку, хотя претендовать на победу в общей классификации уже не имели права.

Большая часть гонки проходила ночью, когда дороги освещались лишь лунным светом, а единственными зрителями были звезды. Официальные лица вспоминали, что на первом этапе, в утренние часы они видели многих участников «едущими как лунатики».

В предрассветный Лион первым, промокшим и грязным, приехал 32-летний Морис Гарен, которого называли «Белый бульдог». Он преодолел дистанцию за 17 часов 45 минут. Несмотря на внушительную продолжительность первого этапа гонки, у преследовавшего его Эмиля Пажи он выиграл всего 24 секунды. В дороге Гарен подкреплялся черешнями, которые росли у дороги, в результате чего потом имел проблемы с желудком.

До начала своей спортивной карьеры Гарен был трубочистом, но в 1892 г. на своих первых соревнованиях занял 5 место, стал профессионалом и победил в нескольких крупных гонках.

Второй этап от Лиона до Марселя (374 км) был короче, но не легче. Гонщикам предстояло преодолеть горный перевал на высоте 1 161 метр над уровнем моря. Победителем того этапа стал Ипполит Окутюрье, проехав дистанцию за 14 часов 28 минут. Он же был первым и на третьем этапе Марсель-Тулуза, проведя в пути 17 часов 55 минут. Этот гонщик тоже не мог претендовать на победу в общем зачете, так как сошел на первом этапе из-за недомоганий, причину которых приписывали сигаретам и красному вину.

Описывая гонку, репортеры L’Auto рассказывали об удушающей пыли, слепящем солнце, сухом и сильном ветре, невыносимой тряске, проколах, падениях и частых потерях пути, особенно ночью.

Четвертый этап Тулуза-Бордо выиграл швейцарец Шарль Лезэр, преодолев 268 километров за 8 часов 46 минут. Он стал первым иностранцем, победившим на этапе «Тур де Франс», но на победу в общем зачете также претендовать не мог, поскольку сошел на первом этапе.

На пятом этапе Бордо-Нант (425 км) снова победил Морис Гарен. Шестой, самый длинный в гонке заключительный отрезок, участники начали проходить 18 июля в Нанте в 21:00. Велогонщикам предстояло ехать всю ночь, чтобы на следующий день зрители в Париже смогли увидеть финиширующих смельчаков. Чтобы обозначить себя как лидера Морис Гарен надел на руку зеленую повязку, более известную желтую майку лидера придумают только через несколько лет.

После бессонной ночной гонки этап закончился спринтом по парижским улицам, где гонщиков приветствовали более 20 тысяч болельщиков. Всего на секунду Гарен опередил француза Фернана Ожеро и бельгийца Жулиана Лутенса на финише в Виль-д’Аврэ, но гонщики продолжили путь на стадион Парк де Пренс, чтобы проехать там круг почета и получить награды.

Общая призовая сумма Мориса Гарена составила 6 125 франков. На эти деньги он купил автосервис и заправку, где и работал после завершения спортивной карьеры.

По подсчетам организаторов первой «Тур де Франс», на трассе за гонкой наблюдали около 100 тыс. человек. Для газеты L’Auto это был безоговорочный успех, за время гонки ее тираж взлетел с 25 тыс. до 65 тыс. экземпляров. Специальный выпуск, последовавший после гонки, разошелся тиражом в 130 тыс. экземпляров. К велосипедистам во Франции стали относиться как к национальным героям.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
3 мая 2024 2 мая 2024 1 мая 2024 30 апреля 2024
Все новости