Наверх

Добро пожаловать в шкаф! Коллекцию Николя Челнокова представили в музее Витебска

23 февраля 2023

«Руками не трогать», «За линию не заходить», «На мебель не садиться». Эти надписи – особенность многих музеев. Но в Витебском «Музее истории частного коллекционирования» (филиале Витебского областного краеведческого музея) о них забудут минимум на три месяца. И вот почему…

До конца мая здесь прописалась частная коллекция заслуженного артиста России, доцента РАТИ (ГИТИС), лауреата международных цирковых конкурсов Николая Челнокова (известного витеблянам клоуна Николя) «Николя Челноков представляет театральный музей SALTIMBANQUES».

На голове у клоуна

Saltimbanques – это уличный артист, акробат. В одноименной программе цирка «Дю Солей» Николай Челноков работал с 1992 по 1997. Понятие до сих пор близко ему. Ведь именно уличным артистом он начинал в Америке, куда вместе с труппой из 130 человек приехал работать в 1990 году и был буквально брошен спонсорами.

– Мы оказались на улице, – без тени обиды вспоминает артист. – Так я стал уличным артистом. Вам, витеблянам, тоже должен быть близок этот образ. Ведь уличного акробата, Saltimbanques, рисовал ваш земляк Марк Шагал.

Надо ли говорить, что репродукция Марка Шагала занимает почетное место на выставке.

– Я не собираю клоунов, я собираю улыбки, – сразу предупредил артист.

Привычная к его чудачествам и влюбленная в них витебская публика сразу включилась в действо. Потому как открытие экспозиции иначе и не назовешь.

– Все ушли на улицу, к памятнику, – направляли смотрители музея.

Городская скульптура «Уличный клоун» появилась в Витебске в 2008 году возле Музея частного коллекционирования. Николай Челноков тогда подарил ее городу. Доброго артиста, играющего на гармошке, создал скульптор Иван Казак. А идеей для него стал образ, который придумал дизайнер Александр Вышка.

Едва появившись, скульптура обросла городскими легендами. Прохожие дотрагиваются до гармошки, чтобы целый день быть в хорошем настроении, до денег в кармане клоуна, чтобы избежать финансовых проблем. Трогают его за нос, чтобы обрести любовь и удачу. А во время открытия Александр Вышка, не испугавшись просьбы Челнокова, взобрался на спину клоуна. Наверняка, тоже на счастье.

Добро пожаловать в шкаф!

В помещении сюрпризов было не меньше. Попасть в музей Челнокова можно через шкаф. Он загородил привычный вход и перемещает посетителей в место, где нарушены все правила.

– Впервые, наверное, в этом музее мне позволили сверлить стены, – признался Николя. – Представьте, как было бы скучно, если бы экспонаты находились только на уровне глаз. Обидно было бы.  Я сказал: такое пространство, давайте его разорвем. И мне разрешили. Самая последняя выходка – вон та маска под потолком, купил ее в Японии. Я сам ее повесил. Было страшно.

Картины (очень много среди них авторства Олега Захаревича) и клоуны появились везде. А чтобы их лучше рассмотреть, можно присесть на любое кресло и взять в руки театральный бинокль. Необычные цветные места для сидения тоже принадлежат Николя. Он рассказал, что добывает их в «супермаркетах», которые некоторые люди ошибочно называют помойками, реставрирует и превращает в настоящие театральные кресла. Почему бы на них не посидеть? И только одно уже занято. На нем расположился клоун.

– Оранжевое кресло – это мой театр одного зрителя, в нем всего одно место. Я такой же как-то увидел в Америке: маленький шатер, а в нем одно место для сидения. И подумал: какой хороший театр, там всегда аншлаг.

Среди импровизированной сцены, батута, на котором можно прыгать детям, и кривых зеркал нашлось место вещам с очень интересной историей. Например, возле одной из стен расположился старый диван.

– В 1979 году я служил униформистом в Горьковском цирке, этот диван находился у нас. Униформист – главный помощник актеров, – рассказывал Николя. – Он должен быть всегда рядом с ними. И вот на этом диване сидели все знаменитые клоуны – Никулин, Попов, Карандаш.

А уголок над диваном посвящен как раз Олегу Попову. В отдельной рамке – его последний автограф, который подарила Николя поклонница циркового искусства. Великий клоун расписался для нее на программке из цирка в Ростове-на -Дону, где давал свое последнее представление. Оставив автограф, актер ушел в гардеробную, а через несколько часов его не стало.

Есть и эскиз скульптуры, изображающей Попова. На ней рукой артиста написано: «Согласен». В коллекции Николя много вещей, с которыми связаны интереснейшие истории.

– У меня есть давняя идея в парке Фрунзе сделать аллею клоунов или мимов… Одним словом, аллею радостных людей. Есть же у вас возле амфитеатра аллея звезд, – поделился артист.

А пока такой аллеи нет, веселыми людьми становились все присутствующие. Заведующий филиалом «Музей истории частного коллекционирования» Василий Павлючков балансировал на деревянном шаре, а известного витебского скульптора Сергея Сотникова при помощи своей шляпы Николя посвятил в дурака. Ведь дурак – это вовсе не глупый человек. Согласно одной из трактовок, в слово «дурак» превратилось имя Другак, которое давали последнему ребенку в семье (помните Ивана-Дурака).

Другими, чуть добрее и более веселыми, сделал Николя всех гостей музея.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024
Все новости