Наверх

Как развитие мозга влияет на успеваемость и социальную адаптацию ребенка

08 февраля 2023

По словам заведующей кафедрой общей и медицинской психологии Белорусского государственного университета, кандидата психологических наук, доцента Екатерины Беспанской-Павленко, психология начинается с физиологии.

Наука не стоит на месте. Однако полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых все еще нет. Впрочем, существует достаточное количество фактов, понимание которых может облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Заведующая кафедрой общей и медицинской психологии Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент Екатерина Беспанская-Павленко на пресс-конференции в Доме прессе отметила, что мозг ребенка, как и взрослого человека, устроен очень сложно.

При рождении у малышей уже присутствует огромное количество нейронов, с которыми он будет дальше развиваться. Их около 10 миллиардов. Примерно столько же, сколько звезд в галактике Млечный Путь. Развиваясь, мозг формирует нейронные связи. Чем больше впечатлений получает ребенок, тем больше становится нейронных связей. Особенно в первые годы жизни важно, чтобы у ребенка был приток самых возможных ощущений и впечатлений при познании окружающего мира, – пояснила кандидат психологических наук.

Эксперт также отметила, что зоны головного мозга созревают постепенно. Первыми формируются зоны, ответственные за сенсорику и моторику. То есть за то, как ребенок воспринимает мир и как он может двигаться, познавая мир.

– Затем постепенно созревают зоны, которые отвечают за речь. Примерно к 8-9 годам формируются зоны, которые отвечают за мелкую моторику. Самые важные зоны, которые отвечают за контроль и за то, как ребенок может контролировать свои эмоции и свою деятельность созревают в конце подросткового возраста, – рассказала о классической версии развития детского мозга заведующая кафедрой общей и медицинской психологии Белорусского государственного университета.

Полностью взрослым ученые считают мозг людей старше 20 лет.

Получается, что мозг малышей буквально создан для выучивания огромных объемов информации – синапсы, то есть соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений, формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков. Детский мозг жаждет новой информации и учится сортировать ее по категориям «важной» и «неважной». Именно по этой причине дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой.

Гармоничное развитие происходит при балансе между различными активностями – творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее. В таких ситуациях мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.

Вместе с тем существует такое понятие, как токсичный стресс. Данное состояние связано с особенностями созревания мозга. Токсичный стресс развивается у детей при отсутствии эмоциональной насыщенности жизни. Контакт с родителями, сверстниками, книгами помогает его избежать.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Александра ПОБАТА, носит иллюстративный характер

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
4 мая 2024 3 мая 2024 2 мая 2024 1 мая 2024 30 апреля 2024
Все новости