Стиль жизни

«Оскар»: нынешний год рекордный для женщин?

Это можно считать рекордом, поскольку в прошлом году номинанток было 44, информирует портал Associated Press.

И все же о гендерном прогрессе говорить еще рано. До сих пор лишь 5 американок были номинированы на звание лучшего режиссера. Лишь одна из них – Кэтрин Бигелоу, режиссер фильма «Цель номер один» – получила золотую статуэтку,

Если присмотреться к отдельным категориям, пробелы станут еще более очевидными. Прошел 21 год с тех пор, как женщина получила «Оскар» за оригинальную музыку (Энн Дадли за фильм «The Full Monty», в нашем прокате «Мужской стриптиз»).

13 лет прошло с того момента, как Дайана Оссана выиграла «Оскар» за адаптированный сценарий к фильму «Горбатая гора», 12 лет минуло с тех пор, как Диабло Коди (настоящее имя – Брук Бьюзи-Хант) получила золотую статуэтку за оригинальный сценарий к фильму «Джуно». Восемь лет тому назад режиссер из Дании Сюзанна Бир получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке («Месть»). Тогда же звукорежиссер Лора Хиршберг была удостоена премии «Оскар» за лучший звуковой монтаж в фильме «Начало».

Конечно, в номинациях за лучшую женскую роль первого или второго плана дамы получат свои награды, но в этом году кандидатов-женщин нет в номинациях на лучшую операторскую работу, монтаж, музыку и визуальные эффекты. Единственная категория, в которой всегда были женские кандидатуры, – это дизайн костюмов.

При достаточно высоком количестве номинированных женщин более 75% номинантов в этом году – мужчины. 

«Номинация на премию «Оскар» может открыть двери», – сказала Джейн Фонда, соучредитель женского медиа-центра. «Но из-за того, что на три из каждых четырех действующих номинаций претендуют мужчины, женщинам опять не хватает этого знака одобрения».

Мелисса Сильверстайн, основательница веб-сайта Women and Hollywood, сказала, что «женщины по-прежнему не попадают в высшие категории. И тот факт, что фильмы, снятые женщинами, не номинированы на лучшую картину, говорит сам за себя. Это не похоже на рекордный год».

Женщины могут выйти на сцену во время воскресной церемонии и принести домой «Оскара», если лучшим победителем станут фильмы «Фаворитка», «Рома», «Звезда родилась» или «Власть». Во всех этих фильмах есть, по крайней мере, одна женщина-продюсер.

И все же в этом году золотой свет «Оскара» коснется достижений нескольких женщин-кинорежиссеров. Ливанский фильм «Капернаум» режиссера Надин Лабаки поборется за лучший фильм на иностранном языке, а в категории лучший документальный фильм принимают участие Джули Коэн и Бетси Уэст за фильм «RBG» и Элизабет Чай Васархели за фильм «Free solo» («Свободный подъем в одиночку»). Несколько женщин-режиссеров также номинированы в категории за короткометражные фильмы.

Тем не менее категория лучшего режиссера остается для женщин труднодоступной. Женщины могут пробиться туда только при единодушном выборе академиков, как это произошло в прошлом году с Гретой Гервиг и ее картиной «Леди Бёрд», номинированной на «Оскар» в двух категориях: «Лучшая режиссерская работа» и «Лучший оригинальный сценарий».

Режиссерская категория находится под особо тщательным изучением по причине власти, которой настоящий режиссер-постановщик обладает как на съемочной площадке, так и в киноиндустрии Голливуда.

Сергей КИРИК