Стиль жизни

Почему так важно писать ручкой

Компьютеры и телефоны многие стали использовать для записей, но современному мозгу все также необходимы старомодные ручка и бумага.

Неважно, что у вас в руках – старая записная книжка и карандаш или записная книжка Moleskines и ручка Montblanc: это не только инструменты для рук, но и для мозга. Некоторые нейробиологи считают, что отказ от рукописных записей повлияет на то, как будущие поколения научатся читать. Компьютеры могут доминировать в нашей жизни, но мастерство письма приносит важные познавательные преимущества.

Сегодня электронная почта и текстовые сообщения заменили обычную почту, ученики и студенты делают заметки на ноутбуках или смартфонах. В США еще в 2013 году письмо от руки исключили из основных стандартов учебной программы, общей для всех штатов. С того времени американские детям предстояло учиться пользоваться клавиатурой и писать печатными буквами. Они больше не беспокоятся о восходящих и нисходящих штрихах, участвующих в соединительном письме, а тем более о декоративных петлях на заглавных буквах.

Но во Франции посчитали иначе. Там еще с 2000 года школьников с первого класса учат безотрывному скорописному письму. Опираясь на исследования в области нейробиологии, педагоги выяснили, что этот процесс является ключевым в психическом развитии.

С тех пор, как примерно в 4000 году до нашей эры в Месопотамии впервые изобрели письменность, она пережила множество технологических потрясений. Инструменты и средства, используемые для письма, менялись много раз. Так, в 1-м тысячелетии до нашей эры были шумерские таблички и финикийский алфавит. Затем изобрели бумагу в Китае, еще через тысячу лет – создали первую книгу с рукописными листами, сшитыми вместе. В ХV веке изобретено книгопечатание, а в ХХ веке появились чернильные и шариковые ручки.

На первый взгляд битва между компьютером и ручкой может показаться не более, чем очередным поворотом в длинной истории, а клавиатура – еще одним инструментом, к которому мы в конечном итоге привыкнем. Часто можно услышать, что важно не то, как мы создаем текст, а каково его качество. При чтении мало кто задается вопросом, написан ли текст вручную или обработан текстовым редактором.

Но эксперты по письму не согласны: ручка и клавиатура задействуют совершенно разные психические процессы. «Рукописный ввод – это сложная задача, требующая различных навыков, таких, как чувство пера и бумаги, перемещение пишущего инструмента и мысленного направление движения, – считает Эдуард Гентаз, профессор психологии развития Женевского университета. – Детям требуется несколько лет, чтобы освоить это точное двигательное упражнение. Для написания текста нужно крепко держать инструмент для письма и перемещать его таким образом, чтобы писать каждую букву».

Совсем иное дело – управлять клавиатурой: движения одинаковы, независимо от буквы, и детям легко учиться. Все, что нужно сделать, – это нажать клавишу. То есть почерк является результатом особого движения тела, а набор текста – нет.

Печатая текст, мы можем поменять макет страницы и переключить шрифты, но не можем изобрести форму, не предусмотренную программным обеспечением. Бумага дает гораздо большую свободу: можно писать в любой части страницы, оставлять какие угодно поля, рисовать. Страницу можно сложить, скрепить скрепкой или что-то на нее наклеить.

Электронный текст не оставляет следов, как рукопись. При наборе на экране текст можно сколько угодно изменять, и правки исчезают. Программное обеспечение где-то отслеживает изменения, но найти их сложно. С ручкой и бумагой – все на месте. Вычеркнутые или исправленные слова, нацарапанные на полях отрывки и последующие дополнения остаются навсегда, оставляя визуальную и тактильную запись вашей работы и ее творческих этапов.

В эпоху цифровых технологий повседневная деятельность связана с цифровым общением. Автоматизм в работе с клавиатурой – это важный навык, а инструменты и приложения для цифровой коммуникации будут продолжать развиваться и занимать свое место. Но работа с клавиатурой не обеспечивает тактильную обратную связь с мозгом, в то время, как контакт руки с ручкой и бумагой – обеспечивает. Ведение заметок от руки предполагает умственное участие в обобщении, перефразировании, организации, отображении понятий и словаря, то есть ведет к преобразованию информации, а значит, к более глубокому пониманию ее.

Мало того, ноутбук, хотя и кажется быстрым и эффективным способом накапливать информацию, но что будет, если он внезапно перестанет работать по какой-либо причине? Очевидно, что веских оснований для того, чтобы иметь при себе бумажный блокнот и ручку, по-прежнему остается много.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников