Стиль жизни

Российские ученые доказали: изучение языков положительно влияет на работу мозга

Исследователи из НИУ «Высшая школа экономики» экспериментально подтвердили мнение, что люди, говорящие на двух и более языках, внимательнее и лучше адаптируются к многозадачности.

Результаты исследования размещены в Frontiers in Psychology – крупнейшем журнале в своей области, который публикует строго рецензируемые исследования в области психологических наук, сообщает «РИА-новости».

До этого подобные эксперименты тоже проводились. Однако они не всегда доказывали гипотезу.  Так, ученые пытались сравнивать детей-билингвов из Страны Басков с испанскими детьми-монолингвами – и никаких преимуществ от владения вторым языком не определили. А там, где положительный эффект отмечался, сами исследования проводились на ограниченных выборках как по численности испытуемых, так и по их социально-экономическому статусу: билингвы были из числа иммигрантов или этнических меньшинств и занимали иное положение в обществе в сравнении с представителями моноязычного большинства.

 «Уравнять все параметры между контрольной и экспериментальной группой практически невозможно», – отметил ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований и научный руководитель Института когнитивных нейронаук ВШЭ Юрий Штыров. И все же российские ученые вместе с зарубежными коллегами взялись максимально исключить проблему неоднородности респондентов и проверить влияние двуязычия на работу мозга на однородной группе.

Испытуемыми стали 57 студентов Высшей школы экономики: для них английский язык был не родным, а понадобился во время учебы в школе.

«Наша рабочая гипотеза состояла в том, что чем лучше испытуемый владеет вторым языком, тем больше он им пользуются, – рассказал один из авторов исследования Андрей Мячиков. – Следовательно, тем чаще ему приходится переключать внимание между родным русским и неродным английским, и значит, тем больше будет эффект улучшения работы когнитивного контроля».

Ученые тестировали участников на знание английского, затем проверяли уровень работы когнитивного контроля при помощи теста на активацию сетей внимания, которые отвечают за поддержание бдительности, фокусировку и переключение внимания с одного стимула на другой. Во время эксперимента испытуемый должен был как можно скорее нажать правильную клавишу на клавиатуре, как только на экране появлялся определенный стимул.

Чем лучше студенты владели языком, тем быстрее они решали задачи теста. Таким образом, результаты исследования доказали: взаимосвязь между уровнем владения иностранным языком и когнитивным контролем существует – знание языка благотворно влияет на мозг.

Фото из открытых интернет-источников