Наверх

«Я оказалась в психологической яме»: белоруска о карьере маркетолога и поиске себя

30 августа 2019

Минчанка Екатерина Горбач работала в крупном медийном агентстве, но решила оставить блестящую карьеру и высокооплачиваемую работу ради психологии и тренерства. О профессиональных перипетиях, семье и поиске себя – в материале 1prof.by.

– Катя, свою карьеру ты начинала в маркетинге и в этой сфере достигла немалых успехов. С чего все начиналось?

– Я училась в минской гимназии № 12. При поступлении в 10-й класс нам можно было выбрать направление обучения: экономическое, медицинское или юридическое. Я решила остановиться на первом варианте, так как уже тогда живо интересовалась основами маркетинга.

После школы поступила в БГЭУ на факультет маркетинга. В университете я окунулась в эту сферу полностью – меня интересовало буквально всё. Участвовали с подружкой в бизнес-игре «Handmade Marketing» и заняли 1-е место. Эта была настоящая победа, ведь в жюри находились самые именитые авторитетные маркетологи.

Будучи на 4-м курсе, я училась в автошколе, входила в сборную вуза по спортивной аэробике, подрабатывала в рекламном агентстве и… ждала ребенка.

– Наверное, каждый работодатель хочет видеть у себя таких молодых и активных сотрудников. Какое направление ты выбрала после вуза?

– Диплом я защищала по CRM-системам. Хорошо знала аналитические программы, где по автоматическим подсчетам можно было «вытягивать» любые данные и закономерности.

Моим первым рабочим местом стало производственно-торговое предприятие, где я год трудилась в должности маркетолога-аналитика: проводила анализ продаж по торговым точкам и разрабатывала мотивационные пакеты для агентов.

После меня пригласили работать в отдел маркетинга одной из крупных столичных медицинских сетей. Особенно нравилось вести разные направления – от обслуживания клиентов до работы с докторами, маркетинговыми программами.

– В этой компании ты проработала 3 года – достаточно длительный период. Каких карьерных высот получилось достигнуть за это время?

– Благодаря работе всей команды удавалось оптимизировать многие процессы и увеличивать прибыль. Позже директор доверил мне работу с отделом администраторов, а это более 20 человек. Мы учились всему: как отвечать на звонки, как давать оценку компетенции врача, как продавать наши услуги. Ведь администраторы должны предложить клиенту максимально развернутую и полную информацию.

Так из специалиста по маркетингу я «выросла» до заместителя директора по развитию.

– Но ты все равно решила уйти в вольное плаванье. Как тебе было в роли предпринимателя?

– Да, вместе с подругой – швеей-дизайнером мы открыли ателье по креативному пошиву одежды. За полгода нам удалось окупить наше оборудование и выйти в «ноль». В течение года мы наняли еще 2 сотрудников. Я занималась всеми финансовыми, организационными, маркетинговыми вопросами: ценами, ассортиментом, рекламой, налогами.

Помню, как писали рекламные листовки. Это были юмористические стихи либо предложения-слоганы, на которые не откликнуться было невозможно хотя бы потому, что люди из любопытства хотели посмотреть на составителей. Я лично раскидывала листовки по почтовым ящикам, обходя подъезды десятков жилых домов. И к нам начали приходить люди.

Таким образом проработали год, а потом грянул кризис. Кажется, был 2006 год. Доллар вырос с 3 до 6 тысяч рублей на «черном» рынке. Количество клиентов резко сократилось. Мы растерялись, потому что были неопытные. Понимали, что надо платить зарплаты, налоги, аренду. У нас не было «крыши» и человека, который мог бы помогать. В тот переломный момент к нам пришла женщина и предложила продать ей ателье. Это было чудо – согласились, не раздумывая.

– Ты продолжила предпринимательскую деятельность или решила снова вернуться к работе наемного сотрудника?

– Я поняла, что нужно искать работу. Так попала в медицинский центр коррекции веса, где продолжила работать с клиентским обслуживанием, маркетинговым продвижением и развитием иностранного медтуризма. И увлеклась этой работой настолько, что начала подтягивать к сотрудничеству знакомых журналистов и всех, кто работает в медийной сфере.

– В это же время ты стала участницей конкурса «Мисс Байнет»…

– Я узнала о данном онлайн-мероприятии, когда наша компания решила стать его партнером. Было более 5 тысяч участниц.  Я подумала, почему бы не стать одной из них, чтобы понимать, что происходит внутри и снаружи, лучше изучить нашу целевую аудиторию.

Прошла разные этапы и попала в финал, в первую «десятку». Благодаря участию в конкурсе появилось еще больше знакомых, друзей, полезных контактов. Я почувствовала себя более уверенной как специалист и то, что конкурентоспособна на этом рынке.

– Что стало причиной ухода с этого места работы?

– Так сложилось, что учредители медицинского центра решили поделить его на новые направления. Команда, с которой я работала, – распалась.

– И куда направилась дальше?

– Предложений по трудоустройству было много. Но я выбрала международное рекламное медийное агентство. Опыта работы в этой сфере не было, но мне доверили работу с очень крупным иностранным клиентом. С этого момента у меня начался самый интенсивный и напряженный период в жизни: отвечала за всю рекламу клиента, бюджет, планирование, реализацию и контроль, договаривалась о ценах и условиях размещения рекламы примерно с сотней подрядчиков каждый месяц. Недели проходили как часы. Вспоминаю этот период с большой благодарностью: я научилась решать сложные вопросы и находить выход из безвыходных, казалось бы, ситуаций.

«Переломный момент наступил, когда поняла, что нужно что-то менять».

– Как ты справлялась с напряженным графиком?

– В таком режиме работала 3 года, после чего наступило профессиональное выгорание. Я устала настолько, что практически разрушила свою жизнь «вне работы»: ухудшились отношения с родными и близкими, практически не виделась с ребенком, начались проблемы со здоровьем – стала плохо выглядеть. Не удивительно, что однажды меня забрали в больницу.

Я оказалась в психологической яме. Это был тот переломный момент, когда поняла: нужно что-то менять.

Листая ленту в социальных сетях, увидела рекламу курсов лидерского роста и пошла туда учиться. Там мы сами себе ставили задачи, а достичь их помогали профессиональные тренера. Они работали индивидуально с каждым и мотивировали дойти до своих целей: личностных, финансовых и карьерных. Курсы длились несколько месяцев. За это время я «ожила», появились новые друзья.

– Как ты сама стала тренером?

– Когда обучение заканчивалось, у меня были одни из самых успешных результатов, и главный тренер предложил мне стать ассистентом для следующей команды, самой быть примером для новых участников. Согласилась.

– Тренер личностного роста сильно влияет на жизнь человека, с которым работает. Тебе не было страшно?

Я переживала, что меня будут воспринимать как слишком молодую и неопытную. Но потом быстро влилась в атмосферу и просто делала то, что надо было делать.

– Как новая работа отразилась на твоих отношениях с родными?

– Больше внимания начала уделять сыну. К слову, он как раз и повлиял на мое увлечение психологией: я боялась потерять контакт с ребенком и жила с чувством вины перед ним за то, что не уделяла недостаточно внимания. Я использовала любую возможность, чтобы как можно чаще быть рядом с ним.

Например, когда сын поехал на отдых в летний детский лагерь, я попросилась туда же помощницей повара. В свободное время занималась с детками и помогала вожатым.

Дети – это практическая психология под увеличительным стеклом. Здесь всё ярко и очевидно, неприкрыто масками. Ты можешь наблюдать все процессы, происходящие в детском коллективе: стремление к лидерству и нелидерство, попытки отвоевывать власть, постижение механизмов сотрудничества. Это своеобразная психологическая энциклопедия.

«Это счастье, когда ты занимаешься тем, что приносит удовлетворение».

– Когда ты поняла, что психология – это твое?

– Чтобы это осознать, понадобилось около 3 лет. За время постоянного общения и работы с людьми в маркетинге я поняла, что у меня хорошо развита эмпатия. Благодаря имеющимся способностям и усердию всё стало получатся и в этой сфере. Тогда решила учиться психологии и получать второе образование.

– На каком уровне в профессии ты находишься сейчас?

– На сегодняшний день обучаюсь специальности педагога-психолога в Белорусском государственном университете. Уже 4 года работаю с людьми в области психологии и отношений, получила международную сертификацию тренера и ряд других квалификаций, провожу тренинги.

Создала свой видеопроект об отношениях мужчин и женщин. Его цель – помочь каждому найти «своего» человека. В программе каждый герой отвечает на вопросы, связанные с восприятием противоположного пола, разрушая таким образом мифы и гендерные стереотипы.

Могу сказать, что это счастье – заниматься тем, что приносит тебе удовлетворение, радость и хороший доход, хоть и далеко не сразу.

– Был страх, что у тебя не получится построить успешную карьеру?

– Сомнения, тревоги, страх не справиться – все это было. Порой опускались руки, чувствовала себя самозванцем, но вернуться в прежний офис уже не могла. Если боишься – не делай, если уже делаешь – не бойся.

Благодаря поддержке близких людей я продолжала двигаться в нужном направлении. Важно заметить, что у меня была финансовая подушка, созданная за время работы в медийном агентстве, – это позволило учиться.

– Что бы ты могла пожелать тем людям, которые сейчас находятся на карьерном распутье?

– Удачи и, главное, безграничной веры в себя! Вы и только вы можете влиять на то, как складывается ваш жизненный путь.

Дарья ЗИМАК

Фото из личного архива героини

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024
Все новости