Наверх

Меньше продукта по той же цене. В Европе набирает обороты «усадочная инфляция»

22 февраля 2023

Могут ли производители сокращать количество своей продукции, чтобы избежать резкого повышения цен или смягчить рост себестоимости производства?

Все больше компаний сокращают размер или количество своей продукции, иногда даже снижая ее качество, сохраняя или повышая цены, сообщает французский портал Le Monde.

Во Франции упаковки печенья с меньшим количеством продукта, коробки шоколада с меньшим количеством кусочков, уменьшенные порции сыра по той же цене, что и раньше, или даже дороже, уже никого не удивляют. По мере того, как инфляция подрывает покупательскую способность, потребители жалуются в социальных сетях на то, что их обманывают бренды, продукты которых они раньше регулярно приобретали.

Это явление не новое и его использовали многие, от римских императоров, которые обесценивали серебряные и золотые монеты, добавляя медь или другие более дешевые металлы для финансирования строительства своей империи, до средневековых пекарей, которые продавали батоны меньшего размера.

Уменьшение количества товара законом не запрещено, но процесс должен быть прозрачным для потребителя, который должен быть проинформирован перед покупкой.

За последние десятилетия инфляция в странах Евросоюза достигла самого высокого уровня. Практически все жители ЕС заметили, что цены в магазинах взлетели вверх.

Однако не все заметили так называемую «усадочную» инфляцию, когда производители и продавцы уменьшают вес и количество того или иного продукта, сохраняя прежнюю цену или немного ее повышая. Такое действие получило название «шринкфляция», от английского «to shrink», то есть «сжимать», «уменьшать».

Представитель Ассоциации потребителей Нидерландов Джойс Донатc говорит, что к ним поступают жалобы на содержание некоторых напитков. Если раньше в бутылке содержалось 750 мл, то теперь 600 мл, а цена снизилась лишь на 10 евроцентов, а ведь это большая разница. Экологи указывают, что люди за те же деньги покупают меньше, а отходов выбрасывают больше. Меньше стали порции мороженого, в плитке шоколада прежнего размера теперь есть воздушные пузыри. Хотя покупатели и недовольны практикой сжатия, она абсолютно законна.

После резкого роста затрат производителей, «шринкфляция» ударила и по полякам. Для похода в супермаркет теперь требуется не только полный кошелек, но и лупа, чтобы прочитать мелкий шрифт на упаковке. Производители изменяют бутылок и баночек, утончают чистящие губки и уменьшают размер пакетов с чипсами или коробок с пакетиками чая. Если раньше их было 25, то теперь 20.

Польский экономист Рафал Мондры, который в течение последних четырех лет собирал базу данных по «сжатиям», охарактеризовал ее как «теневую сторону инфляции, которую многие, к сожалению, не замечают или даже не задумываются». По его словам, при инфляции на самом высоком уровне за последние 25 лет упаковка меняется «в таких масштабах, которых я никогда раньше не видел».

Люди понимают, что мировая экономика растет, производит больше товаров, но требует и больше сырья. Свои издержки торговля все равно переложит на покупателей, чтобы бы они ни делали. Это порочный круг. Так что цены в супермаркетах будут растут.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024
Все новости