В мире

В странах «старой» и «новой» Европы продаются разные по составу кола, чай, сыр и другие продукты

Еврокомиссия предложила выделить финансирование исследований качества идентичных продуктов в Западной, Центральной и Восточной Европе, сообщает литовский портал ru.delfi.lt со ссылкой на EUObserver. «Мы знаем, что в Словакии и некоторых других странах это важная проблема. Словацкие потребители имеют полное право на продукты одинакового качества», – заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер во время пресс-конференции с участием премьер-министра Словакии Роберта Фицо. Он отметил, что более низкое качество тех же самых продуктов в магазинах в Центральной и Восточной Европе – проблема всего Евросоюза и идея «граждан ЕС второго сорта» ему не нравится.

За границей и кока-кола слаще

Проблему разного качества идентичных продуктов в странах «старой» и «новой» Европы на высшем уровне подняли страны «Вышеградской четверки» – Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. На уровне слухов о существовании такой системы известно давно: например, в Латвии есть фирмы, которые специализируются на заказах стирального порошка из Германии. Даже если марка и производитель порошка одни и те же, считается, что качество продукции для немецкого рынка выше. То же касается самых разных продуктов питания – от кока-колы (которая в Западной Европе якобы отличается по вкусу) до сыра или чая. Летом 2017 года были обнародованы итоги исследования, которое проводилось по заказу правительства Словакии. Исследователи сравнивали одинаковые продукты одних и тех же производителей, реализуемые в магазинах в Словакии и Австрии. Состав 9 продуктов был практически идентичным, 3 – отличался незначительно, 10 – различался в такой степени, что это влияло на качество продукта в целом. Было установлено, что кока-кола в Австрии слаще (в состав входит сахар, в словацкой коле – изоглюкоза), а рыбные палочки бренда iglo в Австрии содержат на 8,8% больше рыбы, чем точно такой же продукт в Словакии. Пакетики с чаем Earl Grey в Австрии продаются в упаковке из алюминиевой фольги, в Словакии – из бумаги. Но именно фольга позволяет сохранить аромат и вкус чая. Сыр Emmental, который можно купить в Словакии, по структуре отличается от австрийского – в нем нет характерных дырок. Ранее такое же исследование было проведено в Венгрии. Эксперты сравнили 24 идентичных продукта, которые продаются в сетях магазинов типа Lidl и Aldi. Выяснилось, что вафли Manner в Венгрии менее хрустящие, чем в Австрии, а венгерская Nutella отличается по вкусу и консистенции не в лучшую сторону. Обнаружена разница и в других  товарах.

Что не так с идеей «одинаковых» продуктов?

Введение единого стандарта качества для всего рынка ЕС на практике может оказаться не таким простым процессом, отмечает EUObserver. В частности, нужно понимать, что причина различий может скрываться в двух разных подходах производителей к работе на международном рынке. В первом случае продукт продается под одним и тем же брендом в разных странах, но его состав различается, и об этом четко говорится на упаковке. В частности, на упаковке рыбных палочек, которые продавались в магазинах в Австрии и Венгрии под одним брендом, было четко сказано, что состав продукта – различный. В этом случае потребитель не вводится в заблуждение, а механизмов, заставляющих производителя выпускать продукцию под одним брендом и с одинаковым составом для разных рынков, на данный момент не существует. Во втором случае производитель на упаковке утверждает, что состав продукта полностью идентичен, но тесты показывают, что это не так. Это вводит потребителя в заблуждение, и с такими случаями, вероятно, следует бороться. Кроме того, EUObserver отмечает, что на данный момент нет единого понимания того, как измерять качество. Исследования, которые проводились до сих пор, страдали от нехватки единой методологии. Еврокомиссия поручила собственному Единому центру исследований разработать научный подход к решению проблемы. Предполагается, что на это потребуется несколько месяцев.