В стране

Мастера дорожных дел: кто и как строит белорусские магистрали

Строительство дороги – процесс сложный и кропотливый. Многое зависит от того, насколько качественно будут выполнены подготовительные и земляные работы, перекладка инженерных коммуникаций. Необходимо заранее учесть все до мельчайших нюансов, чтобы не пришлось переделывать.

Ну, поехали! Наша легковушка резво бежит со скоростью 120 км/час по идеальной «четырехполоске». Видим ровное разделительное ограждение, световозвращающую разметку, заасфальтированную обочину, аккуратные развязки и пешеходные переходы. Вскоре приглушенный свистящий гул шин сменится на шелест, а это значит, что мы едем по участку, где применяли не американскую, а немецкую технологию. Эта «дорожная песня» хорошо знакома тем, кто ездит по второй Минской кольцевой автомобильной дороге – самой современной, ожидаемой и безопасной.

Четыре года назад ничего этого не было. Знаковый проект – гордость коллектива дорожно-строительного треста № 5, который наряду с другими подрядными организациями занимался ее возведением. Большую часть работ на объекте выполняло дорожно-строительное управление № 12, которое в настоящее время завершает работы по устройству участка автомобильной дороги Р-80 Слобода–Паперня. Туда мы и отправляемся вместе с замдиректора ДСУ № 12 Николаем Дубовиком, чтобы узнать, как работают настоящие профессионалы.

После поворота за Курганом Славы в две узкие полосы идет плотный трафик «большегрузов», а на обочине кипит работа экскаваторов, бульдозеров, катков – всего порядка 25 единиц техники и около 100 человек. «Через год вы все это не узнаете! – вдохновенно говорит Николай Дубовик. – Здесь будет широкая комфортная трасса. Завершить работы планируем к следующему лету».

Строительство дороги – процесс сложный и кропотливый. Многое зависит от того, насколько качественно будут выполнены подготовительные и земляные работы, перекладка инженерных коммуникаций. Необходимо заранее учесть все до мельчайших нюансов, чтобы не пришлось переделывать. Смотрим, как тяжелая техника плотно утрамбовывает слой из песка, подготавливая основание для заливки бетона, – строители занимаются устройством основания «дорожного пирога». Работы ведутся практически непрерывно, используются самые современные технологии, процессы максимально автоматизированы. Дежурят поливочные машины, которые чистят дорогу за спецтехникой.

Как рассказал Николай Дубовик, дорожники заботятся об окружающей среде: деревья вырубают минимально, устанавливают ограждения против выхода животных на проезжую часть. А для удобства жителей местных деревень возводят шумозащитные экраны.

С вниманием в тресте относятся к быту работников: оборудован строительный городок, где можно передохнуть и погреться; служебный транспорт доставляет их не только на объекты, но и в столовую.

Строительство второй кольцевой – дело очень ответственное: магистралей с цементобетонным покрытием в нашей стране не возводили уже более 30 лет. Управлению пришлось переобучить работников и провести модернизацию.

– Первый экспериментальный километр мы возвели с помощью бетоноукладчика российской компании: наши работники наблюдали за процессом и участвовали в нем, – рассказывает замначальника отдела технологий и контроля качества ДСТ № 5 Александр Щемелев. – Затем закупили бетоноукладочный комплекс в Германии, для работы на нем подобрали квалифицированный персонал с высшим образованием. Кроме того, при укладке покрытия была использована система 3D-нивелирования, которая значительно ускорила работу и улучшило ее качество.

При строительстве МКАД-2, кроме того, применялась европейская технология «мытого» бетона. Дорога получается немного шероховатой, как асфальт, что дает лучшее сцепление шин и низкий уровень шума.

***

С ДСТ № 5 связаны такие значимые объекты дорожного строительства, как трассы, ведущие из столицы в Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, а также Брест-Москва. К слову, реконструкция 23 км трассы Минск–Гродно–граница Республики Польша (Брузги) с установкой монолитных бетонных ограждений на разделительной полосе, что впервые в Беларуси, дело рук ДСУ № 12. Работа близится к завершению, посмотрим, как «наводят марафет» на магистрали.

На дороге в Воложинском районе сегодня жарко – кладут асфальт. Глядя на машиниста укладчика, может показаться, что он увлечен игрой в джойстики – настолько похож пульт управления техникой на «геймерский» аксессуар. Однако на самом деле работник ведет машину буквально по натянутой струне, ориентируясь по сигналам ультразвуковых датчиков. Важны предельная точность и концентрация, чтобы покрытие легло ровно – от этого зависят его качество и срок службы. Асфальт, который «заливает» машинист укладчика асфальтобетона Анатолий Гинько, прослужит порядка 10 лет. Строитель уже много лет в профессии, в ДСУ № 12 трудится шестой год.

– Мы строим дороги для людей. Дороги, которые ведут на малую родину, к семье, друзьям, – признается Анатолий Петрович. – Наша работа тяжелая и совсем не романтичная. Нужен большой опыт, чтобы достичь мастерства. В коллективе всегда рады молодежи, всему научим. Приятно знать, что мой маленький сын уже мечтает пойти по моим стопам.

Замгендиректора треста № 5 Василий Куцый признается: данная трасса – объект непростой, проходит через заказник «Налибокская пуща» и имеет много искусственных сооружений. Чтобы максимально сократить срок работы, строили без выходных, и уже с ноября движение в сторону Гродно будет запущено в полную силу.

Кстати, ускорить процесс строительства дорог ДСУ № 12 помогают собственные мобильные цементобетонные и асфальтобетонные заводы, которые устанавливаются недалеко от необходимой трассы. Профессионализм наших дорожных строителей высоко ценится и за рубежом. Трест возводит объекты в России, а в следующем году освоит фронт работ в Польше.

К слову, в дорожно-строительном тресте № 5 трудятся около 750 человек, охват профсоюзным членством составляет 93,1%.

Коллективный договор организации предусматривает помощь нуждающимся при строительстве жилья, оплаты его аренды для молодых специалистов, частичную компенсацию стоимости медицинского и санаторно-курортного обслуживания.

– Для работников оборудованы комнаты приема пищи, а при продолжительном рабочем дне организуется подвоз горячего питания, – рассказала председатель первички Ольга Евсикова. – Направляются усилия на дальнейшее улучшение условий труда рабочих и ИТР, обеспечение безопасности на каждом рабочем месте, надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания.

Контроль за состоянием охраны труда в тресте осуществляет 21 общественный инспектор. Чтобы сделать их работу более результативной, профком инициировал внесение в колдоговор пункта о поощрении активистов.

Администрация и профком организации активно работают над сплочением коллектива. Проводятся спортивные и культурные мероприятия: турниры по боулингу и бильярду, турслеты, посещения театра, концертов, экскурсионные поездки. Большое внимание уделяется здоровью коллектива.

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото Александра ПОБАТА