В стране

«Вампирский туризм» – это не только Румыния. Изучили «могилы вупырей» на Брестчине

Чего больше в легендах, окутывающих деревню Паре, – мистики или реальности?

У деревни Паре Пинского района Брестчины сомнительная популярность. Явно с легкой руки брата-журналиста ее нарекли деревней вампиров. Мы попытаемся разобраться, почему так и вышло и правда ли, что дыма без огня не бывает.

Итак, едем в Паре! К слову, время самое что ни на есть подходящее – моря-океаны да дальние страны под запретом из-за коронавируса, поэтому проехаться неизведанными дорогами страны будет очень даже кстати. Интересующая нас деревушка находится в 25 километрах от Пинска, практически на самой границе с Украиной, правда, погранперехода здесь нет. К слову, находясь в Паре вы смело можете сообщать друзьям и знакомым, что забрались на край света. В деревушке и в самом деле заканчивается дорога местного значения Федоры-Ласицк-Паре. Куда-либо выбраться отсюда сложно – местечко расположено на берегу реки Простырь, когда-то полноводной и своенравной. Сейчас река тихая, сильно заболоченная. Каким же образом  в Паре прописалась нечистая сила? Председатель Ласицкого сельисполкома Елена Синютич в ответ смеется, дескать, приезжайте, а там видно будет.

– Многое в деревне со временем меняется к худшему: когда-то насчитывалось более тысячи дворов, люди селились по обоим берегам реки. Не поверите, но до 2000-го года не было моста, с одного берега на другой, люди переправлялись с помощью самодельной большой переправы, на ней даже скот можно было перевезти. А 20 лет назад пришла-таки цивилизация, – подчеркнула Елена Андреевна, когда мы все-таки прибыли к месту назначения.

 Сейчас в Паре проживают всего 87 человек. Средний возраст жителей – 70+. У них-то мы и узнаем, почему журналисты прозвали деревню «вампирской». Правда, для этого придется прогуляться на…кладбище. Именно там мы увидим так называемые нарубы, из-за которых Паре и приписывают всякую чертовщину. В старые-престарые времена на Полесье, причем, не только на Пинщине, после захоронения умершего человека на его могилу укладывали дубовую колоду. Зачем, спросите? Да обычай такой существовал. Сами крестьяне объясняли его просто, с позиции своей просвещенности и образованности – чтобы покойник не вылез и не вернулся в деревню пугать родных и близких.

Нынешний староста полесской деревушки Яков Паршутич рассказал, что подобный обряд существовал долгое время. Белорусы верили, если умерший был плохим человеком или перед своим уходом в мир иной натворил нехороших дел, то мог по ночам возвращаться в деревню и пакостить живым.

– Чтобы такие вупыри не могли выбраться из могилы, на нее и укладывали дубовый пласт, – поделился Яков Борисович. – А на перекрестках, в конце и начале деревни, устанавливали кресты, которые затем украшали цветными лентами. Кресты должны были защищать населенные пункты от нечистой силы, которой в старые времена на Полесье водилось немало, ведь болота вокруг непроходимые.

У историков объяснение аналогичное, но более научное.  Так, пинский краевед Татьяна Хвагина считает, что это была специфичная народная традиция – укладывать на могилы дубовые колоды. В разных местах они назывались по-разному: нарубы, приклады, прихоры. По одной из версий, озвученной публицистом, историком Вадимом Деружинским, это была защита живых от мертвых, которые превратились в вампиров. Но есть и другая версия, более приземленная и более реальная: защита захоронений от диких зверей, которые их раскапывали. 

– Традиция хоронить с нарубами характерна исключительно для Полесья, – объяснила краевед. – Это отголоски языческих верований, которые сохранились в Пинском, Лунинецком и Столинском районах Брестчины. В других регионах подобных захоронений не встречается.

Все сохранившиеся на кладбище захоронения с нарубами очень старые. Нынешние жители деревни, а также их предки уже и не помнят, когда последний раз хоронили по древнему обычаю. Правда, могилу, на которой сверху уложены газосиликатные блоки, староста показывает и говорит, что скорей всего это неосознанное поклонение старине. «А может, чья неуместная шутка», – пожал плечами пожилой человек и предложил вернуться в деревню, чтобы полюбоваться местными красотами.

Природа здесь и в самом деле сохранилась в первозданном виде. Покой, тишина умиротворяют, обволакивают чем-то неосязаемо приятным и напрочь гонят мысль, что в Паре могла обитать нечистая сила. Однако ж легенды живучи, передаваясь из поколение в поколение, они обрастают новыми подробностями из серии невероятных. Что ж, пожалуй, немного мистики не помешает. Тем более, что под ее налетом все ж скрыта вполне реальная древняя традиция.

 

Галина СТРОЦКАЯ

Фото из открытых интернет-источников.