Наверх

Замдиректора Института плодоводства: «Можно вырастить в Беларуси хоть всех «голландцев». Однако это продлится недолго»

01 августа 2017

Сколько времени занимает разработка одного нового сорта, с какими  проблемами сталкивается садовод, засадивший участок импортными саженцами, могут ли яблоки храниться без химии до нового урожая? Об этом корреспонденту 1prof.by рассказал заместитель директора по инновационной работе РУП «Институт плодоводства», кандидат сельскохозяйственных наук Виталий ВАСЕХА.

Неправильно выбрал сорт – потерял сад

«Зачем мне покупать импортные яблоки, абрикосы и персики, если я могу вырастить их сам?» – считают некоторые садоводы. А когда берутся за дело, сталкиваются с множеством проблем. 

По словам Виталия Васехи, бум интродукции (ввоза и возделывания) европейских сортов в Беларуси наблюдался примерно 20 лет назад. «Мы его уже пережили, но порой все равно бывает сложно достучаться до наших людей. Ведь в обществе бытует стереотип, что всё свое – плохое, а заграничное – хорошее. Никто не отрицает, что такие сорта яблони, как «Голден Делишес» или «Чемпион», хорошие. Просто нужно понимать, что в Беларуси они или не будут расти, или дерево не раскроет свой потенциал прежде всего в контексте качества плодов: сладости, гармоничности вкуса и размере», – рассказывает собеседник.

Безусловно, есть удачные примеры интродукции: так, литовский сорт крыжовника «Куршу дзинтарс» или голландский сорт красной смородины «Йонкер Ван Тетс» хорошо растут и в наших условиях. Но, к сожалению, прямая интродукция сортов из стран с более теплым и мягким климатом возможна далеко не всегда. Существуют специальные удобрения, которые помогут, к примеру, «теплолюбивым» сортам яблони приспособиться к нашим широтам. Но вряд ли кто-то захочет съесть плод с такого дерева, зная, сколько раз его обработали.

«Посадка любой плодовой культуры как в масштабах частного подворья, так и в масштабах хозяйства – это долгосрочное вложение денег. Здесь важно трезво смотреть на вещи: можно выращивать в Беларуси хоть всю коллекцию голландской селекции. Однако, как показывает практика, это продлится недолго, потому что раз в 3–5 лет либо весной, либо зимой у нас складываются стрессовые погодные условия, которые наносят существенный урон интродуцированным сортам», – объясняет замдиректора Института плодоводства.

К слову, во многих отечественных сортах в родословной уже заложено качество – от европейских сортов, устойчивость и адаптивность – от белорусских родительских форм. К примеру, современный зимний сорт яблони «Белана» (один из самых раноцветущих) при хорошем уровне влажности и температуре от +2 до +4 градусов может храниться в погребе практически до следующего урожая без дополнительного применения каких-либо препаратов перед сбором плодов.

«Во-первых, не каждое среднестатистическое хозяйство любой формы собственности может позволить себе применение пестицидов непосредственно перед сбором яблок на хранение, ведь это довольно дорогое удовольствие. Во-вторых, у нас не так много таких официально разрешенных средств», – отмечает собеседник.

Понятно, что если хорошая лёжкость плодов уже заложена в сорте генетически, то нет необходимости в дополнительном применении пестицидов. Значит, и себестоимость этой продукции ниже, а доход производителя выше.

От разработки до сада – 20 лет

Создание нового сорта плодовой культуры – очень длительный процесс. К примеру, на разработку одного сорта яблони, даже с применением современных подходов, позволяющих ускорить селекционный процесс, уходит не менее 15-20 лет в зависимости от специфики культуры. У более скороплодных косточковых культур этот период несколько меньше.

Первый и самый важный этап селекционной работы – выбор и скрещивание родительских форм. К примеру, можно взять двух родителей с прекрасными свойствами: одного – зимостойкого, второго – с вкусными плодами, но не получить вкусные зимостойкие яблони. Ведь нет никакой гарантии, что эти качества потомки унаследуют в нужном сочетании. Поэтому работа селекционера очень кропотлива и постоянно сопряжена с поиском лучших доноров.

Растения, претендующие на звание сорта, проходят через множество испытаний: оценивается их устойчивость к болезням, а также адаптивность к неблагоприятным факторам нашего климата. Весь этот долгий процесс сводится к получению плодов, которые должны обладать заложенными селекционером характеристиками. А для него, как правило, важно сочетание высокого качества плодов с такими свойствами, как скороплодность, зимостойкость, размер и внешняя привлекательность.

Селекционерам, которые работают с плодовыми культурами, порой не хватает трудового стажа, чтобы увидеть результаты своего труда, поэтому они обычно используют наработки коллег-предшественников. А их гибридные фонды, скорее всего, будут применять уже последователи. Именно поэтому в селекции так важна непрерывность и преемственность поколений. И лучший результат всегда там, где созданы научные школы и все работают на достижение одного результата.

«Вообще создание нового сорта – это не только научная работа, но и акт творчества, который должен основываться на теоретических знаниях и практическом опыте селекционера. Не имея представления о сортах, не зная, как они ведут себя в определенных условиях, самонадеянно рассчитывать на хороший результат», – подчеркнул Виталий Васеха.

Гипоаллергенные яблоки и малина в декабре

Помимо селекционной работы, сотрудники института активно изучают интродуцированные сорта, чтобы выделить самые достойные, которые хорошо проявляют себя в наших условиях.

Вместе с тем новые грани можно найти и у некоторых хорошо знакомых сортов. К примеру, недавно было установлено, что сорт яблони «Надзейны» (имеет зеленые плоды), который уже давно «ушел» в народ, является гипоаллергенным и эти яблоки можно смело давать маленьким детям.

Замдиректора считает, что Институт плодоводства старается отвечать на вызовы и требования, поставленные производством и рынком. К примеру, раньше в межсезонье на прилавках белорусских магазинов была представлена только импортная малина. Недавно институт начал использовать современные теплицы, которые позволяют выращивать малину с мая по декабрь. Ягода растет в специальных горшках, к каждому из которых подведено капельное орошение. За счет того, что теплица прогревается ранней весной, растение раньше начинает вегетацию и к концу мая дает первый урожай. В этом году с 6 тепличных соток уже удалось собрать 350 кг сверхранней малины. Сбор ягоды продолжится до глубокой осени.

Белорусские яблоки любят в России, Украине и Прибалтике

Коллекции плодовых, ягодных, орехоплодных культур и винограда Института плодоводства признаны национальным достоянием страны. Одних только сортов и гибридов яблони на счету института более 1500. Причем сорта яблони белорусской селекции широко востребованы не только у наших садоводов, но и за рубежом – в России, Украине и Прибалтике.

Вообще обмен селекционными достижениями между профильными садоводческими организациями – обычная практика. К примеру, белорусские селекционеры предоставляют коллегам из Литвы и Латвии свои сорта на изучение, а те, в свою очередь, активно возделывают наши. Таким образом, каждая из сторон пополняет свои коллекции.

«Мы можем долго рассказывать о прелестях наших сортов. Но нужно, чтобы человек подержал то же яблоко в руках, попробовал его на вкус. Затем положил у себя в погребе и убедился, что яблоки действительно смогут долежать до апреля–мая и при этом останутся вкусными. В таком случае он захочет купить у нас саженец», – говорит собеседник.

К сожалению, на практике зачастую бывает так: человек сажает дерево и забывает о нем. А потом жалуется, что в жизни сорт совсем не такой, как в книге. «С таким подходом лучше не сажать ни куст, ни дерево, и уж тем более не думать о закладке сада, – уверен Виталий Васеха. – Ведь любая культура (будь то зерновая, плодовая или ягодная) любит и нуждается в уходе. И если получает заботу, всегда дает отдачу».

Анастасия ШИРАЛИЕВА

 

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024
Все новости