Наверх

В Беларуси есть своя Монголия! Продолжаем путешествовать по деревням

22 мая 2023

Проехав по Беларуси не одну сотню километров, мы побывали в «африканском» Бенине, на «Ближнем Востоке» в Палестине, добрались до «Европы», посетили Чехию и Литву. И вот новая точка на карте – Монголия. Деревушка с таким названием находится на севере страны, в Витебской области, недалеко от города Сенно. Туда мы и отправились «за семь верст» в один из дней.

Расстояние от Минска до Белицкого сельсовета, на территории которого находится загадочная Монголия, – немногим более 200 километров. Дорога занимает около двух с половиной часов. По традиции первым делом заезжаем в Белицкий сельисполком, расположенный отнюдь не в Белице (как вы могли бы подумать), а в агрогородке с революционным названием Пламя.

Монголия государство в Восточной Азии, граничащее с Россией на севере и с Китаем на юге. Монгол Улс – именно так на старомонгольском звучит название страны, которая известна всему миру как родина Чингисхана. Климат в Монголии довольно суровый. Зимой температура может опускаться до -40 градусов, а сухим жарким летом подниматься до +40. Монгольская империя появилась в 1206 году в результате объединения племен между Маньчжурией и Алтайскими горами под властью Темуджина, провозглашенного великим ханом всех монголов и принявшего имя Чингисхан, который правил страной с 1206 по 1227 годы. Большинству современных людей Монголия представляется как бескрайняя степь. Действительно, величайшей ее природной достопримечательностью является пустыня Гоби, огибающая страну песчаной дугой от гор Алтая и Тянь-Шаня вдоль границы с Китаем до гор Наньшань и Алтынтаг и реки Хуанхэ. В переводе с монгольского ее название означает «безводное место». К слову, песчаная часть Гоби составляет лишь 3% от всей территории. Остальное – неповторимые ландшафты из глины и камня, завораживающие пейзажи, где обитает множество животных и растений. Гоби знаменита крупнейшими «кладбищами» динозавров и окаменевшими кладками их яиц. Монголия – одна из самых малонаселенных стран мира. Плотность населения здесь ориентировочно 1,7 человека на квадратный километр. То есть можно спокойно проехать пару сотен километров, не встретив ни одного поселения. А большинство мелких поселков, указанных на картах, на деле оказываются мигрирующими стойбищами в две-три юрты. Улан-Батор – столица Монголии. Центральная ее точка – площадь Чингисхана, где всегда многолюдно. Чтобы увидеть панораму города, достаточно подняться на мемориал Зайсан, который открыли в 1979 году в честь 50-й годовщины победы советско-монгольских войск в боях на Халхин-Голе. Одна из самых часто посещаемых достопримечательностей столицы – буддийский монастырь Гандан (в переводе с монгольского «великое место абсолютного счастья»). В полусотне километров от Улан-Батора, на берегу реки Туул, находится главный символ Монголии и самая высокая конная статуя в мире – величественное 40-метровое изваяние сидящего на коне Чингисхана. Монумент имеет огромное значение для всего монгольского народа, поскольку Чингисхан – это человек, с которого началась история нации.

Оказывается, деревню переименовали еще в 1917 году. И теперь администрацию Белицкого края надо искать в Пламени – почти как Ленобласть и Санкт-Петербург в России.

По всей видимости, географический казус все-таки смутил навигатор: пару раз мы заехали сначала на какую-то заброшку, а потом и вовсе на местное кладбище. Но язык до сельсовета всегда доведет. С помощью жителей отыскали председателя сельисполкома. Правда, нашли мы Василия Кошелева не в кабинете за рабочим столом, а на территории усадьбы Святских. В этот день Василий Владимирович вместе с активистами и добровольцами сажал там деревья.

«Давайте посадим всё, что запланировали, а после поедем в Монголию, – предложил сельский мэр, когда мы рассказали о цели своего приезда, и, улыбнувшись, добавил: – Если желаете, можете присоединиться к нашей акции». И мы, конечно же, присоединились. Так что теперь в старинном усадебном парке будут расти и наши березки.

От агрогородка Пламя до мистичной Монголии всего 4 километра. «Там сейчас только один жилой дом остался, – предупредил Василий Кошелев, – а всего их там два». Последние из монгольских могикан – 80-летняя Мария Зарубицкая и ее сын Иван Степанович. К ним мы и отправляемся вместе с Василием Владимировичем, который согласился быть нашим гидом. «Вот в этом доме, – председатель показывает в сторону небольшой, с виду еще вполне ладной деревенской постройки, – уже несколько лет никто не живет. Хозяйка в Сенно переехала, хотела дом продать, но кто ж его купит? Места здесь не дачные. У нас только леса вокруг, нет ни озера, ни речки». По его словам, из-за отсутствия спроса на недвижимость практически все дома в Монголии пришлось сносить, а земли отдавать под сельхозугодья.

Как рассказала чуть позже Мария Зарубицкая, к которой мы зашли в гости, большой их деревня, собственно, никогда не была. В лучшие времена насчитывалось дворов 14. «Не было у нас тут ни клуба, ни магазина, – вспоминает она. – Но соседи хорошие жили». Сама Мария Алексеевна не местная, родилась и выросла в соседней Отрадной, сюда же вышла замуж еще в начале 1960-х. Жили с родителями мужа, работала в поле и на зернотоку в колхозе. Позже, когда супруга похоронила и деревня стала пустеть, ей, говорит, не раз предлагали переехать из Монголии поближе к цивилизации. «У меня дочка в Сенно живет, зовет к себе, а я не соглашаюсь: жалко хату оставлять, привыкла я», – объясняет женщина.

На вопрос: не скучно ли в деревне, хозяйка показывает на телевизор, стоящий почти в центре комнаты. «Я люблю передачи Малахова, а сын кино, особенно про войну, – говорит она. – А я боюсь этих фильмов. Ну как смотреть, когда людей заживо сжигают. Я и не гляжу потому». Еще два-три года назад Зарубицкие держали небольшое хозяйство. «Поросята были, но теперь тяжко стало за ними глядзець, – сетует Мария Алексеевна. – Сын помогает: дрова поколет, по хозяйству что-то сделает, а я есцi готовлю, вот клубнику трошкi посадила, морквы, цыбулi». Все остальное привозит автолавка. «Пенсия у меня хорошая, на все хватает, – продолжает собеседница. – А калi нужно, так и врачи приезжают, лечат нас. Так что всем я довольна, можно жить».

Попрощавшись с хозяйкой, по традиции уезжаем не сразу: надо сделать фото и видео деревушки. Возможно, в будущем она навсегда исчезнет с географических карт страны, оставшись лишь в воспоминаниях ее бывших жителей. «Кстати, Мария Алексеевна сказала, что не помнит, почему деревня зовется Монголией, может, вы знаете?» – спрашиваю у Василия Кошелева, пока ребята собирают ценные кадры для истории. «Скорее всего, топоним произошел из-за здешних песчаных земель, – отвечает он. – Сильный ветер поднимал песок, крутил, вот люди и стали называть это место Монголией».

На обратном пути Василий Владимирович рассказывает о здешних местах: «Не так далеко отсюда в лесу находится уникальное языческое капище X века с аутентичным каменным идолом. О нем мало кто знает, потому, наверное, поляна та и сохранилась». По его словам, о существовании древнего капища в этих лесах еще в начале XX века упоминали ученые. Но найти его не удавалось. «Там кругом болота, – говорит наш гид. – Добраться даже сегодня большая проблема». Перспектива увязнуть в топи не показалась нам особо увлекательной, поэтому мы не стали настаивать на экотуре по лесам и болотам. А вот альтернатива, предложенная Василием Кошелевым, представилась нам более интересной – экскурсия по усадьбе Карла Святского в сопровождении местного краеведа и знатока истории здешних мест Галины Прокофьевой.

Галина Ивановна – учитель начальных классов. В Белицкой средней школе, где она преподает, нас уже встречают. Директор Екатерина Рябушко просит подождать, пока Прокофьева закончит работу. Есть время, и мы отправляемся в школьный музей, экспонаты которого собраны руками не одного поколения учеников и учителей.

«Когда я пришла сюда работать, то у нас было 250 ребят, а сейчас всего 41, – сетует Екатерина Ивановна и продолжает: – Конечно, очень переживаем из-за этой тенденции. Мы ведь остались единственной школой в округе. Остальные закрылись. У нас учатся дети из трех населенных пунктов».

Сегодня в самом большом классе – в 8-м – семь учеников, а вот первоклашек – только один. «Получается, учителя с детьми на уроках, как репетиторы, занимаются?»  – спрашиваем у директора. «Да, тут уж не спрячешься за спину соседа», – улыбается она в ответ. Минут 20 спустя к нам присоединяется и Галина Прокофьева. Как выясняется, ее интерес к усадьбе Святских отнюдь не праздный. «С ней связана история моей семьи, – чуть позже объяснит она. – Мой дед Роман Николаевич в детстве был пастушком у Карла Святского. И мне захотелось как можно больше узнать о нем и его семье».

Земли вокруг Белицы еще в середине XIX века приобрел польский шляхтич Иосиф Святский, основав здесь усадьбу, которая в 1906 году перешла по наследству его сыну Карлу. «Посмотрите налево, видите эти постройки? – обращает внимание Галина Ивановна, с которой мы отправляемся на экскурсию по агрогородку. – Здесь были фермы, где содержали племенной скот, к ним примыкает здание сыроварни, рядом – корчма. А справа от нас бывший панский спиртзавод, пекарня». Масштаб усадебного комплекса впечатляет, мы искренне восхищаемся увиденным. «Да, Святские построили по тем временам огромное имение и организовали в нем современное сельхозпроизводство и переработку продукции, которые потребовали огромных средств, – продолжает рассказ краевед. – Существует версия, что где-то под Крупками Карл нашел тот самый загадочный клад Наполеона, легенды о котором ходят до сих пор. Так это или нет, никто не знает. Но деньги были потрачены действительно немалые».

К слову, Карл Святский значительно приумножил достижения отца, став настоящим экспертом в аграрной области, – возглавлял Минское сельскохозяйственное общество, писал научные статьи по проблематике, выступал с лекциями. Кроме того, он был настолько уверен в качестве своей  продукции, что не стеснялся клеймить производимые в Белице сыры своим именем.

Более чем столетние строения времен Святских в Пламени сохранились до наших дней, хотя следы запустения их не миновали. Особенно пострадал панский дом, который, по словам местных жителей, еще до середины 80-х годов прошлого века находился в сохранности. В разные периоды здесь были сельхозтехникум, школа, общежитие. Но в конце 1980-х здание решили отремонтировать. Сняли крышу, а денег на реновацию не нашлось. Так оно и осталось стоять под открытым небом. «Ну и люди, конечно, «помогли», – с грустью отмечает Галина Ивановна. – Стали растаскивать по кирпичикам».

К слову, в усадьбе в 1903–1904 годах жил и работал на местном спиртзаводе молодой Янка Купала, о чем свидетельствует информационная табличка на стенах усадебного дома. «В начале 1980-х здесь находилось школьное овощехранилище, и мы детьми приходили сюда перебирать картофель, – вспоминает Прокофьева. – Учителя показывали нам комнату, в которой жил поэт. Помещение было небольшим, с печкой и бочкой для нагрева воды, окошко было маленьким. Старожилы вспоминали, что Янка Купала любил ходить по здешним местам, общаться с крестьянами, читать им стихи».

…Экскурсия заканчивается в усадебном парке у панского дома – там, где и началось наше утреннее знакомство с Белицким краем. «Конечно, нам жаль, что такой интересный усадебный комплекс постепенно разрушается, – говорит на прощание педагог. – Но мы не теряем надежды, что со временем найдутся средства на его восстановление и мы будем водить экскурсии для гостей со всей Беларуси».

Юлия ФЕДОТОВА

Фото Валерий КАРТУЛЬ

Видео Иван БЕЛКОВ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 мая 2024 17 мая 2024 16 мая 2024
Все новости