Медсестра, которую наградил Красный Крест: «Впервые спасла человека, будучи ребенком»
Галина Кулагина — главная медсестра Республиканского центра реабилитации и бальнеолечения. В медицине 50 лет, и все — медсестрой. Недавно она стала двенадцатой в истории страны белоруской, получившей высшую награду Международного комитета Красного Креста – медаль имени Флоренс Найтингейл. Эту медаль не дают просто за выслугу лет. Она попадает «на лацкан» к сестрам милосердия, спасающим других. Галина – как раз такой человек. Но, как и ожидалось, сама себя героиней не считает. «Да что обо мне писать? Просто живу и работаю…» — голос на другом конце трубки звучит чуть растерянно. После уговоров Галина сдается. Встречаемся за чашкой кофе незадолго до торжественной церемонии в Национальном художественном музее, где Галине вручат ценную медаль.
— У меня немного времени, с внуками договорилась увидеться, у меня их трое, придут посмотреть, как бабушку будут награждать, — Галина улыбается и садится за столик, оправляя элегантный синий костюм.
Хрупкая женщина с безупречной прической, большими карими глазами и немного робкими жестами… Сразу и не увидишь в ней сильную личность.
Галина с ходу начинает рассказывать свою длинную трудовую биографию, подспудно считая, что наградой обязана именно ей. И не осознает, насколько она сама замечательна в своих жизненных установках. Например, в том, что «помогать другим – это нормально, это и есть жизнь, а вот не помогать – просто стыдно».
— А как же иначе, добром надо делиться, — говорит Галина. — Я родом из Сибири. У нас принято было обогреть всех и помочь каждому. Так меня и родители учили, и бабушка. Помню, она часто пекла пироги, чтобы потом раздать нищим. Что нам на стол шло, то и обездоленным. Поэтому я не понимаю, людей, которые не делают даже малого. Вот, например, ехала сейчас в троллейбусе. На местах для инвалидов сидят молодые парни в наушниках. Заходит дедушка с тростью, парни внимание на него не обратили, даже когда стыдить их начал… Не знаю, может, время сейчас такое, что милосердию надо в школах учить, объяснять простые истины.
***
Галина рассказывает о жизни, и складывается впечатление, что стать медиком ей подсказывало само провидение. С улыбкой вспоминает, как первый раз спасла человека в 6 лет. Изловчилась и вытащила на берег подружку, которая тонула в водоеме. Поступать в медицинское училище Галина тоже не собиралась, но вмешался случай: еще одна подружка попросила сдать экзамены за компанию.
После распределения девушка попала в местную туберкулезную больницу, но вскоре судьба перебросила ее в Беларусь: Галина вышла замуж за белоруса и с тех пор считает Минск своим городом. Именно здесь ей довелось совершить много добрых дел. Начинала Галина в кружном военном госпитале. Потом работала участковой медсестрой в 12-й городской поликлинике, а после стала главной медсестрой республиканского диспансера радиационной медицины.
— Меня назначили на пост в 1987 году, — вспоминает Галина. — Время было неспокойное, только после чернобыльской аварии. Диспансер отвели под обслуживание пострадавших детей. Мы принимали маленьких пациентов по несколько автобусов в день. Родители, как правило, в панике. Все хотели, чтобы их деток обследовали в тот же миг. Непросто было, конечно, ведь с нуля начинали: оснащением кабинетов надо было заниматься, медицинские бригады комплектовать. За год-полтора бригад 80 сформировали, а может, и больше. Ежемесячно два-три выезда в зоны отселения. Этакий мини-полевой госпиталь. Зато обследовали около 75 тысяч детей.
— Дела, о которых вы говорите, предполагают столько ответственности… Был ли внутренний страх, неуверенность?
— Нет. К тому времени я просто понимала, что помогаю людям, а это стоит многого. Страх обычно в начале трудового пути бывает, – Галина что-то вспоминает и серьезное выражение лица сменяет улыбка. – Вот случай один. Мне лет 20 было, работала процедурной медсестрой, собиралась укол пациенту сделать. Помните, какие раньше шприцы были? Железные, разборные, которые кипятить приходилось. Стараюсь, делаю, вдруг смотрю – иглы нет. Я чуть в обморок не упала. Думаю, всё, в пациента вонзилась. «Полежите спокойненько», — говорю мужчине, а сама, не чувствуя ног, за врачом рванула. Оказалось, что игла в шприц ушла. Все смеялись, а я этот случай и ощущение ужаса на всю жизнь запомнила… За годы работы страх уходит и это нормально, а чувство ответственности остается.
***
С Красным Крестом Галина знакома со студенчества и всегда считала эту организацию очень нужной. Обрадовалась, что со временем удалось создать ячейку у себя на работе. Крутой поворот в карьере случился, когда диспансер начал сотрудничать по чернобыльской линии с Американским международным союзом здравоохранения. Галину – единственную из Беларуси — пригласили пройти двухгодичный курс в общественном институте руководства сестринской практикой. Этот опыт, признается женщина, был бесценным.
— Для нас, медсестер из бывшего СССР, все оказалось ново, — вспоминает Галина. — И темы, и «мозговые штурмы», и дискуссии, и тем более сессии в Лондоне, Вашингтоне.
Неудивительно, что именно Галина Кулагина первой выступила за создание в нашей стране общественного объединения медицинских сестер. Организация открылась в 2000 году. На вопрос «Зачем это было нужно?» — женщина отвечает просто:
— Я считаю работу медсестры очень важной и жаль, что для многих людей она остается незаметной. Вы только задумайтесь. Когда ребеночек появляется на свет, первый, кто берет его в руки, легонько хлопает – это медсестра. И в конце жизни человеку в больнице глаза зачастую тоже закрывают медсестры. Уверена, что престиж профессии надо повышать.
Галина с единомышленницами заручилась поддержкой Минздрава, Красного Креста, изучала организационные моменты, писала работы, чтобы получить гранты на развитие объединения. За первый грант, кстати, активистки приобрели и отдали компьютер в могилевский филиал Могилевской области. Именно объединение, созданное с подачи Галины, впервые в Беларуси разработало этический кодекс медсестры, который позже утвердили на коллегии Минздрава. В документе прописали нормы, правила, технологии поведения с коллегами, пациентами.
— Это очень важный момент, ведь конфликты с пациентом случаются тогда, когда персонал не знает, как разговаривать, — считает Галина. — Нам действительно много терпения нужно. Помню, один мужчина привез жену на УЗИ, а у нее патологическая боязнь высоты. Не может подняться на нужный четвертый этаж, и всё тут. Мне постовая медсестра звонит, спрашивает, как быть. Мы эту женщину уговаривали-уговаривали, потом под руки взяли и, успокаивая, отвлекая, по лестнице повели. Времени потратили уйму, но зато всё сделали. Да, такая ситуация может вывести из себя медработника, но, с другой стороны, женщина не виновата в том, что страдает фобией. Поэтому я часто говорю медсестрам: «Станьте на сторону пациента. Каждому нужно внимание. Если в сердце нет сострадания, медсестрой быть нельзя. Тогда человек просто становится рутинером».
***
За годы работы Галина привыкла к тому, что ежедневно сталкивается с проблемами или страданиями других. Но так и не смогла привыкнуть к ситуациям, когда помочь нельзя.
— Знаете, что самое сложное в нашей профессии? Это когда не знаешь, куда деть глаза от взгляда человека, уходящего из жизни. Взгляда, полного надежды, — голос Галины дрожит. – Но вы не думайте. Это я сейчас разволновалась, а на работе… Медсестра должна вселять надежду и уверенность.
— Это очень тяжело. Неужели ни разу не хотели уйти из профессии? – не удерживаюсь от банального вопроса.
— Никогда. Каждый должен найти себя в этой жизни. Я считаю, что мне это удалось. Я помогала и помогаю людям. И ни разу не задумывалась о смене деятельности.
Медали имени Флоренс Найтингейл, кроме Галины, в Беларуси удостоено всего 11 человек. Причем шестеро из них – в годы Великой Отечественной войны. На обучающих конференциях и семинарах для медсестер Галина всегда старается рассказать об этих легендарных женщинах.
— Но я не только примеры привожу, — добавляет Галина. — О своих девочках-медсестрах доброе слово тоже всегда говорю. У них тяжелая работа. И они справляются. Я всем благодарна. И знаете, вот наградили меня, а я думаю, что каждая из них достойна такой медали, с каждой я бы ею поделилась.
Елена ОРЛОВА