Полярник о том, как выжить в Антарктиде
В эти минуты участники 11-й Белорусской антарктической экспедиции находятся на самом южном континенте. Там, во льдах, на национальной станции на горе Вечерней, они проводят исследования, изучают существующие формы жизни наземного и подводного мира. Возвращения группы стоит ждать только в июне 2019 года…
Каково работать в условиях вечной мерзлоты и какие опасности подстерегают белорусских ученых на ледяном континенте, рассказал участник 5-й и 7-й Белорусских антарктических экспедиций (2012–2013 и 2014–2015 годы), кандидат биологических наук, доцент кафедры микробиологии биологического факультета БГУ Владислав Мямин на открытой встрече образовательного проекта «Наука вне себя» в Центральной научной библиотеке им.Якуба Коласа.
Вспоминая «Титаник»
Первая опасность, с которой ежегодно сталкиваются полярники всех стран, – это айсберги. Как правило, участники экспедиций большую часть пути до континента преодолевают на корабле и, только когда начинается плотный лед, пересаживаются на вертолеты.
Судно «Академик Федоров», на котором ежегодно отправляются белорусские экспедиции, способно ломать лед толщиной до 1,5 метра.
– В 7-й белорусской экспедиции нам пришлось «убегать» от айсберга протяженностью 20 км. Такие махины могут серьезно заблокировать судно, и выбраться обратно к воде становится практически невозможно. От Антарктиды регулярно откалываются части, иногда размером с Мадагаскар – и это нормальное явление. Бывает, течение пригоняет в одно место несколько айсбергов. Чтобы преодолеть такую преграду, кораблю нужно подойти как можно ближе к препятствию. При этом желательно сохранять дистанцию как минимум в 3 морские мили, или 4 километра. Потому как айсберг может перевернуться и, с учетом того, что под водой находится порядка 90% его объема, это может обернуться катастрофой для судна, который находится рядом, – рассказывает Владислав Мямин.
В таких сетках полярников на обратном пути перемещают на корабль.
Зачем вертолетчикам автомобильные шины
Из-за воздействия геомагнитных полей на приборы, нестабильных погодных условий и плохой видимости вертолеты близ Антарктиды, бывает, терпят крушение. По словам белорусского микробиолога, как бы хорошо ни был оснащен летательный аппарат, у опытной команды вертолетчиков всегда найдется на борту парочка обычных автомобильных шин.
– Если необходимо вручную посадить вертолет, однако пилот не уверен, что навигационные приборы показывают правильное расстояние до земли, с борта скидывают черную шину. Это помогает визуально оценить высоту, – объясняет полярник.
Погода в Антарктиде может меняться в течение 5 минут. Так, во время 2-й белорусской экспедиции вертолет попал в неблагоприятные метеорологические условия, и команда вынуждена была отсоединить от борта грузовой контейнер, в котором находилась часть продовольствия для полярников.
Утро начинается с уборки
Есть вещи, которые роднят безграничные просторы Антарктиды с одним из самых свободных городов мира – Амстердамом. Например, сваи. Но если в голландской столице их назначение – удерживать здания на плаву, то на Южном полюсе благодаря сваям сооружения продуваются насквозь и снег не скапливается. На крышах многих полярных станций есть красные маяки, которые в метели дают понять, где находится постройка (и где копать).
– В то время, когда я был в Антарктиде, мы жили в так называемом полевом лагере. Условия похожи на то, как если бы на даче вас завалило снегом. Только в Антарктиде мы находились по 4–5 месяцев. Каждое утро начиналось с уборки снежных завалов – иначе в лабораторию, которую я для себя оборудовал, было не пройти. К слову, по этой причине все двери на антарктических станциях открываются внутрь, – объясняет полярник.
Обязательным требованием для ученых перед отъездом в Антарктику было получить водительские права категории А – за каждым участником белорусской экспедиции закреплена снегоходная техника.
Самая большая проблема – не холод, а ветер и солнце
Скорость ветра в Антарктиде может достигать 35–40 метров в секунду. В такую погоду идти невозможно, практически валит с ног. По словам Владислава Мямина, именно из-за сильного ветра на Южном полюсе вряд ли будут использовать альтернативные способы добычи энергии: солнечные батареи сразу залепит снегом, а лопасти ветряков в непогоду «завернет», будто пластилиновые. Для обеспечения энергией в Антарктиде используют дизель-генераторы.
– Количество солнечной радиации в полярный день в 5 раз превышает то, которое бывает в Беларуси самым жарким летом. Эффект усугубляется тем, что свет отражается снегом – соответственно, облучение увеличивается еще раза в четыре. Куриной слепотой в таких условиях заболеть очень просто. Полярники обязательно используют солнцезащитные кремы, надевают очки или мотоциклетные балаклавы, чтобы уберечь глаза и кожу, – объясняет ученый.
Природные условия в Антарктиде уникальные. На ледяном континенте можно увидеть вещи, которые невозможны больше нигде. Например, таяние снега при температуре 20 градусов ниже нуля, что происходит из-за солнечной активности. А водоемы с температурой воды всего –1,5–2 градуса, наоборот, могут не замерзнуть – за счет высокой солености.
Жизнь в суровых условиях
Как вспоминает Владислав Мямин, недалеко от горы Вечерней, где находится белорусская станция, обитает большая колония пингвинов Адели. Птицы людей не особенно боятся и, хоть на руки идут редко, позволяют ученым за собой наблюдать: как растут, питаются, сооружают гнезда из камней.
На фото ведущий научный сотрудник Государственного научно-производственного объединения «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам», доцент, кандидат биологических наук Юрий Гигиняк.
– Пингвинята появляются на свет в середине ноября – начале декабря. У них есть всего 2 месяца, чтобы вырасти и набрать вес. В феврале погода резко портится, и слабые птицы могут не пережить полярную зиму. В большие морозы пингвины уходят в глубь континента, сгружаются в кучу и зимуют всей колонией, – рассказывает ученый.
На фото тюлень Уэдделла.
Жизнь на Южном полюсе можно встретить в разных проявлениях. На земле, не покрытой льдом и снегом (это около 1% территории континента), растут мхи, лишайники. В Западной Антарктиде, где условия более теплые, встречаются даже злаковые растения. Нередко на глаза полярникам попадается снег, зеленый от фотосинтезирующих в его толще водорослей. А внутри камней иногда находят микроорганизмы.
Один на один
В советское время на станции «Молодежной», бывало, одновременно зимовали до 700 человек (для полярников действовал даже собственный кинотеатр), сейчас эта база функционирует только как сезонная. На большинстве станций дни, недели и месяцы ученые коротают в узком кругу коллег. Потому перед началом экспедиции участники проходят серьезную психологическую подготовку.
– Как бы хорошо ни была оборудована база, условия жизни в Антарктиде остаются невероятно сложными. Из людей, которые там побывали, хотят вернуться на ледяной континент около трети. У меня остались еще научные задачи, которые интересно было бы реализовать. Потому, считаю, получится еще раз там побывать. Антарктида не отпускает, а остается вместе с тобой. Мы с коллегами часто вспоминаем экспедиции, смотрим видеозаписи, – говорит Владислав Мямин.
Диана ФИЛИМОНОВА
Фото из архива Владислава МЯМИНА