Наверх

Белорусское кино: что мешает росту и развитию

05 апреля 2017

Кинопрокатный бизнес в Беларуси активно растет и развивается.

Кинопрокатный бизнес в Беларуси активно растет и развивается. Люди стали с большим желанием посещать кинотеатры и поддерживать рублем прокатчиков. Однако у фильмов отечественного производства рост зрителей не наблюдается, да и кинотеатры неохотно ставят их в свою сетку, зная наперед, что прибыли не будет. По статистике, в белорусском прокате 99,5% всех фильмов – это импортная продукция.

Прокатчики пожимают плечами, отговариваясь тем, что и показывать особо нечего. Действительно, «Беларусьфильм» в лучшем случае выпускает 1 — 2 картины в год, а независимые компании даже если и снимают, то их продукт не доходит до массового белорусского зрителя. Вот и получается, что единичные отечественные фильмы есть, а узнаваемого и любимого зрителями белорусского кино – нет. Что с этим делать? И что мешает кинобизнесу развиваться в нашей стране?

Ответы на эти вопросы пытались найти за «круглым столом» члены киносообщества (режиссеры, сценаристы, продюсеры), а также представители белорусского бизнеса и средств массовой информации.

Отсутствие профессионалов, которые могут сделать качественный проект

Мировой кинематограф очень быстро растет, развивается и видоизменяется. Чтобы успеть за тенденциями и техническими новинками западного мира, надо непрерывно учиться и совершенствоваться в этой области. В нашей стране остро не хватает как творческих, так и технических профессионалов в области кино.

Мастера старшего поколения уходят, а те, кто остается, не хотят или не видят смысла переучиваться. Плачевно дела обстоят и с молодежью. Их попросту некому учить. В Академии искусств не хватает квалифицированных преподавателей. Обучают в основном теоретики, которые отстали от современных тенденций. А молодежи необходимы информация и профессиональный практический навык, которые будут соответствовать времени.

Выход из сложившейся ситуации эксперты видят в создании независимой школы кинематографистов.

«Школа просто необходима, но не та традиционная, к которой мы все привыкли. Обучение должно проходить в формате мастер-классов и обмена опытом. Только заинтересованность сторон и энтузиазм могут дать результат», – прокомментировал креативный продюсер «Feeling Films» Митрий Соркин.

«Кроме того, нужно создавать белорусскую национальную киносреду, то есть давать возможность молодым кинематографистам реализовывать идеи и профессиональные способности в своей стране, а не уезжать за ее пределы», – добавил Митрий.

Плохая работа маркетинга и отсутствие рекламной стратегии

В нашей стране отсутствуют грамотные маркетинговые и рекламные программы по продвижению фильмов. Даже когда появляются новые интересные работы, они не доходят до массового зрителя. Это говорит о проблемах PR в белорусской киноиндустрии.

«Чтобы раскрутить фильм, нужны деньги и люди, которые знают, как это сделать. Без рекламы о кинокартине никто не узнает и тем более не увидит. Например, в Литве новинки национального кино рекламируют на «каждом заборе». Листовки, билборды встречаются по всему городу. В супермаркетах идет видеореклама. На телевидении, в социальных сетях постоянно прокручивают трейлеры и обсуждают предстоящую кинокартину в тематических передачах. Именно поэтому люди знают и смотрят свои фильмы. По статистике 90% всех картин, произведенных в Литве окупаются. А в Беларуси кино не доходит до зрителя», – прокомментировал исполнительный директор компании «Интерфильм» Сергей Козырев.

Белорусский сценарист и режиссер Андрей Курейчик для популяризации национального кино предлагает создать цифровой телеканал «Белорусское кино».

«Государственные каналы и кинотеатры не хотят показывать независимые экспериментальные фильмы. Они не видят в этом коммерческой перспективы. А мы через специализированный канал сможем знакомить зрителей не только с художественными картинами, но и показывать короткометражки, анимацию и серьезную белорусскую документалистику. Кроме того, там можно будет собрать библиотеку всего белорусского кино. Правда, для этого надо получить разрешение Министерства культуры, но, думаю, с этим проблем не будет», – прокомментировал Курейчик.

Низкое государственное финансирование и отсутствие инвестиций из частного бизнеса

«Беларусьфильм» —  единственная компания в стране, на базе которой можно снять фильм за счет госбюджета. Однако его работа в условиях нашего времени является неэффективной. Дело в том, что киноконцерн до сих пор опирается на практику советского кинопроизводства. А это утопия для современного белорусского кино. 

«Та модель, которая была эффективна в Советском Союзе, абсолютно не работает в настоящее время. Тогда снимали интересные фильмы. Но они были рассчитаны на хозяйственную базу и экономику того времени. Большие студии создавали кинокартины по государственному плану, а деньги от проката шли не производителям, а государству, которое диктовало свои условия. В современных условиях по такому принципу работать нельзя. Время монопольного производства ушло. Сейчас другая эпоха, экономика свободного малого и среднего бизнеса. Оптимальное решение – реконструкция студии в кинофабрику, которая сама будет зарабатывать, производить кинопродукт и оказывать услуги. Деньги налогоплательщиков, которые сейчас обслуживают бесполезное производство, пойдут независимым студиям. И не просто так, а на конкурсной основе. Тогда у нас и арт-хаус появится, и жанровое кино, и новые имена. И для частного бизнеса отечественное кинопроизводство станет интересным», – прокомментировал киноаналитик, культуролог Сергей Жбанков.

В свою очередь, исполнительный директор «Интерфильма» Сергей Козырев поделился ближайшими планами своей киностудии и анонсировал скорый запуск съемок полнометражного национального фильма с участием белорусских кинематографистов.

Подводя итоги встречи, специалисты высказали уверенность в том, что общими усилиями в нашей стране возможно создать бренд «Белорусское кино». Главное в погоне за преобразованиями не забыть важное: кино – это в первую очередь искусство, а потом уже бизнес.  

Виктория ЯКИМОВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
30 апреля 2024 29 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024
Все новости