В Гомельском отделении Белорусской железной дороги трудятся «золотые» люди
Президиум Гомельского областного объединения профсоюзов высоко оценил работу местного отделения БЖД по соцзащите работников.
В локомотивном депо Гомель, отметившем недавно 145-летний юбилей, созданы хорошие условия для труда и отдыха работников, есть также уютный дом отдыха для бригад, вернувшихся из дальних рейсов.
В ходе выездного заседания президиума председатель областного объединения профсоюзов Алексей Неверов справедливо подчеркнул: и в депо, и на других объектах отделения БЖД на каждом шагу видны свидетельства слаженного взаимодействия соцпартнеров. Так, администрация и профком немало внимания уделяют вопросам социальной сферы, сохранению трудовых традиций, развитию культуры и спорта, качеству оздоровления и отдыха железнодорожников и членов их семей. Впечатляют, например, недавно модернизированный культурно-спортивный комплекс «Локомотив» и лечебная база собственного санатория.
Впрочем, специалисты облобъединения констатировали, что во всех 26 организациях, находящихся на профобслуживании объединенной районной профорганизации железнодорожников и транспортных строителей транспортного РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», системных нарушений, связанных с соблюдением законодательства о труде, коллективно-договорным регулированием оплаты труда работников и применением контрактной формы найма, по результатам мониторинга не выявлено. Более того, на разных уровнях там стараются поддерживать трудолюбивых работников.
К примеру, на Гомельской дистанции пути и в локомотивном депо Гомель (численность работающих – 644 и 1140 человек соответственно. – Прим. авт.) в контрактах у всех работников предусмотрено повышение тарифной ставки в максимальном размере – 50%. Предоставляются также дополнительные поощрительные отпуска 4–5 дней, а контракты с работниками, не допускающими нарушений трудовой дисциплины и имеющими высокий профессиональный уровень, продлеваются на максимальный срок, новые заключаются тоже на 5 лет. То есть кадрами здесь не разбрасываются.
– Процент увольнений в связи с истечением срока действия контрактов чрезвычайно низкий – до 5%, при этом в 2015 и 2016 годах на дистанции пути увольнений по окончании срока действия контрактов не производилось, – констатировала главный правовой инспектор труда облобъединения профсоюзов Екатерина Филипцова.
Важно отметить, что отдельные положения коллективного договора содержат более льготные условия для работников по сравнению с трудовым законодательством. Так, по словам главного специалиста отдела соцпартнерства и трудовых отношений облобъединения профсоюзов Михаила Серебкова, за путевки в ведомственные санатории БЖД на срок не более 18 календарных дней работники платят (за себя и своих несовершеннолетних детей) 20% полной стоимости, и 10% доплачивают родители от стоимости детских путевок (на 21 календарный день). Достаточно высокие выплаты имеют молодые специалисты, наниматель также компенсирует им затраты на аренду жилья в размере 10 базовых величин. Получают серьезную помощь и молодые работники, которые уходят в армию и возвращаются после службы; адресная социальная помощь оказывается и неработающим пенсионерам в соответствии с программой «Забота».
– Наш колдоговор может быть примером по многим направлениям, его нормы строго выполняются обеими сторонами, – подытожил председатель райпрофсожа Виталий Сущинский. – Профсоюзный мониторинг, конечно, выявил определенные недочеты, мы их учтем и исправим. Прямо скажу: люди у нас особенные, «золотые». Поэтому и профсоюз, и наниматель стараются работать для их блага.
В тему
У Гомельского отделения БЖД есть свой музей, где хранится уникальный экземпляр расчетной книги работника-путейца за 1891 год — по сути, прототип современных контракта и колдоговора, свод правил найма и службы рабочих. Согласно этому документу, в конце XIX века на казенных железных дорогах жестоко наказывали тех, кто приходил на работу в пьяном виде, неосторожно обращался с приборами и станками, и в то же время поощряли усердных тружеников.
Владимир ГАВРИЛОВИЧ
Фото автора