В лабиринте ёлочных украшений: от классики СССР до роскоши венских балов
Корреспондент 1prof.by побывала в единственном в Беларуси Музее ёлочных игрушек.
Музей-фабрика ёлочных игрушек расположился на 5-м этаже столичного торгового центра «Галерея Минск».
«На выставке представлено около 2 тысяч новогодних игрушек из 52 стран мира. Кроме того, здесь есть тематические фотозоны и игровой городок для самых маленьких, – рассказывает организатор выставки и коллекционер Андрей Бегун. – Благодаря большой площади в музее нашлось место и для филиала минской фабрики ёлочных игрушек «Грай».
Так что гости музея могут не только увидеть ёлочные украшения разных стран, но и принять участие в росписи шаров в уникальной технике барельефного узора.
Создание ёлочных игрушек из стекла – длительный и нелегкий процесс.
Так, сначала стеклодув нагревает на газовой горелке двухметровую стеклянную трубку диаметром 4-5 миллиметров и уже из нее выдувает шары. За рабочий день опытный мастер может изготовить от 150 до 250 игрушек, а обучаются этому ремеслу 2–3 года.
«Роспись шаров – работа не менее трудоемкая», – подключается к разговору художник фабрики Полина Прохорчук. По ее словам, все игрушки мастера расписывают вручную, используя как современные, так и старинные методы.
«Этих «винтажных» Дедов Морозов в шубах изо льна, например, мы делаем по старинной, давно забытой технологии. А фигурные игрушки изготавливаем в современной технике холодного фаянса», – рассказывает художник.
Экспозиция музея построена в виде лабиринта, где каждый стенд знакомит с определенной страной.
Так, возле немецкого стенда хозяин выставки рассказал, что в Средние века люди украшали ёлки только сладостями и яблоками. Но в середине XIX века в Германии случился неурожай фруктов. Тогда, чтобы спасти праздник, местные стеклодувы выдули из стекла формы, похожие на яблоки.
«Уже после Первой мировой войны стали появляться сложносоставные игрушки», – продолжает Андрей.
Например, для создания этого котика мастер отдельно выдувал голову, тело и лапы, а затем все части разогревал и склеивал.
«Причем у стеклодува было всего 3–4 секунды, чтобы проделать эту операцию, – при повторном нагреве игрушка получалась с дефектами», – уточняет коллекционер.
Возле стенда СССР Андрей обращает внимание на первые картонные игрушки, а также на игрушки военного времени – из ваты.
«Стекла в то время не хватало, все оно использовалось для нужд фронта, поэтому люди делали игрушки из тех материалов, которые были доступны», – объясняет Андрей.
По игрушкам советской коллекции можно изучать историю.
«Была война – на ёлках висели солдатики и медсестры; Гагарин полетел в космос – появилась игрушка-космонавт, а вместо звезды на верхушку ели стали одевать украшение в виде ракеты», – показывает на экспонаты коллекционер.
В Нидерландах украшения для ёлки принято делать из фарфора, который удивительным образом напоминает гжельский.
«Технология изготовления такого фарфора была разработана в Нидерландах, позже российский промышленник Кузнецов выкупили ее и стал производить известную теперь во всем мире гжель», – объясняет Андрей.
По словам коллекционера, такие игрушки получаются тяжелыми и дорогими и служат в основном для украшения правительственных ёлок.
В новогодних украшениях Китая доминирует красный цвет.
По преданию, каждый год в Китай прилетал злой дух Нянь – он грабил и разрушал деревни, пожирал скотину и губил людей. Люди жили в постоянном страхе, а в новогоднюю ночь покидали свои дома, чтобы спрятаться от злодея. Один храбрый старик выяснил, что чудовище боится красного цвета, огня и громких звуков, и победил злого духа. С тех пор китайцы используют для украшения своих домов много красного, а в полночь выходят на улицы и устраивают оглушительные фейерверки.
«В Австралии также принято встречать Новый год на улице, – продолжает экскурсию Андрей. – До наступления полночи они провожают Старый год за столом в кругу семьи, а потом выходят на пляж, чтобы встретить местного Деда Мороза».
Ёлки австралийцы любят украшать игрушками в виде животных – коалами, кенгуру, белками и птичками киви.
В игрушках Перу прослеживается многонациональность традиций и местный колорит.
Далекая Индия – с типичным обилием слонов и металлических украшений.
Есть в музее и старинные экспонаты. Например, игрушку с Венского бала Австро-Венгерской империи Андрей Бегун нашел на блошином рынке Будапешта.
А это современные новогодние шары – с репродукциями известных картин.
«Они, от выдувки до рисунка, исключительно ручной работы, – рассказывает Андрей. – Технология очень сложная, поэтому их делают только на заказ».
Кроме того, на выставке есть шары из Египта, Арабских Эмиратов, Польши. Кстати, последние очень похожи на яйца Фаберже.
А игрушки из Арабских Эмиратов – скорее дань туристам, потому что в этой стране ёлки украшать не принято.
«Конечно, нашу страну мы не могли обойти. На витрине с белорусскими игрушками представлены шары с национальным орнаментом и соломенные украшения», – показывает Андрей Бегун.
По словам коллекционера, в его детстве игрушек из соломы не было – их сделали в качестве символа, узнаваемого туристами.
«Я объездил все континенты, посещал блошиные рынки и антикварные лавки. Теперь в моей коллекции несколько тысяч экспонатов, – говорит Андрей. – Возможно, когда-нибудь она послужит основой для создания постоянного музея в Беларуси. Пока это только мечта, но ведь скоро Новый год, когда, как известно, желания могут исполниться!»
Виктория ЯКИМОВА
Фото автора