Наверх

Город девяти веков, где можно посмотреть костел монахов-коммунистов, или Зачем ехать в Пинск

08 октября 2020

В историческом центре столицы белорусского Полесья находится скульптурная композиция, посвященная пинчуку – коренному жителю Пинска. Именно пинчуками, а не пинчанами именуют себя бывалые полешуки.

Пинск – это город, который сохранил свою аутентичность.  О том, чем он удивляет приезжих, побеседовали с краеведом, автором книг по истории Белорусского Полесья и его столицы, лучшим экскурсоводом 2019 года, человеком, более 40 лет пропагандирующим отечественный туризм, Татьяной ХВАГИНОЙ.

Туристическая Мекка

– Татьяна Аркадьевна, когда к вам приезжают гости, что вы им показываете в первую очередь?

– Пинск не случайно называют городом 9 веков, здесь сохранилось достаточно много архитектурных шедевров прошлого. Правда, в советские времена нам существенно подпортили экскурсионный имидж. Ведущую тематику выбирали в Москве, где Беларуси была отведена роль республики-партизанки. К нам ехали смотреть Брестскую крепость, Хатынь, Курган Славы и на этом все. Показательным в этом плане был звонок из Санкт-Петербурга: «Едем к вам, что покажете? Места, связанные с войной? Больше же у вас ничего нет?». И когда я стала перечислять объекты иного плана, они растерялись. Сказала, что у нас можно посмотреть иезуитский коллегиум XVII века – одно из самых красивых зданий в стране эпохи барокко, а также замечательный ансамбль монастыря францисканцев, ныне являющийся католическим храмом. В списке пинских исторических достопримечательностей дворец Бутримовича, костел монахов-коммунистов. Кстати, многие при его упоминании недоуменно округляют глаза, их смущает название. В данном случае под коммунистами подразумевается не партийная принадлежность, а орден священнослужителей, живших коммуной. Они занимались духовным воспитанием молодежи. Возведенное ими здание и ныне служит этой цели. В бывшем костеле сейчас располагается концертный зал.

В списке пинских исторических достопримечательностей – костел монахов-коммунистов.

– Пинск можно смело называть туристической Меккой. Не так ли?

– С одной стороны, несомненно, да, в городе есть на что посмотреть, но есть и пробелы. Казалось бы, открыли пешеходную улицу, но маленьких уютных кафе, где можно посидеть, попить кофе, отведать местную кухню, явно не хватает. Как недостает и сувенирных лавок. Еще один странный момент, не остающийся незамеченным. Дотошные экскурсанты удивляются тому, что в городе много памятников тем, кто абсолютно не связан с Пинском, но при этом не увековечена память тех, кто немало сделал для города. К примеру, стараниями деда Наполеона Орды Матеуша Бутримовича Пинск стал портом двух морей. Да и упоминаемый уже дворец Бутримовича в сознании местных жителей всего лишь загс… И таких примеров могу привести немало.  

Полесский Иерусалим

– Одна из ваших книг называется «Пинск – Полесский Иерусалим», что свидетельствует о том, что Пинск и еврейская тематика неразделимы. Не иссяк ли интерес самих израильтян к своей этнической родине? По количеству экскурсионных групп вы должны это чувствовать.

– Израильских туристов в Пинске действительно немало, но их сложно вписать в какой-либо стандарт. Они – особая категория путешественников, у которой определенные запросы. Лично мне больше всего по душе группы, которые я условно называю сентиментальными. В их составе люди, которые либо сами, либо их предки жили в Пинске или на Полесье. Им интересно увидеть город своего детства, пройтись по улочкам, где жили, заглянуть в магазин, где покупали хлеб они сами или их дедушки. В руках у таких туристов, как правило, фотографии, карты, схемы или даже от руки написанные воспоминания тети Голды или дяди Мойши. Благо, таких много, что не удивительно: перед началом отечественной войны 80% населения Пинска составляли евреи, в городе работали 42 синагоги. Все знают, какие знаменитые люди еврейской национальности имеют пинские корни. Мама пятого премьер-министра Израиля Голды Меиер – пинчанка, в городе над Пиной родились нобелевский лауреат по экономике Саймон Кузнец, один из отцов российской фармакологии Михаил Машковский, а также главный аграрий Израиля – министр сельского хозяйства Хаим Гвати. Есть немало менее известных людей, оставивших глубокий след в истории нашего города. К примеру, Давид Боярский открыл первый в Пинске кинотеатр. Сейчас в этом здании находится драмтеатр.

В руках у таких туристов, как правило, фотографии, карты, схемы или даже от руки написанные воспоминания тети Голды или дяди Мойши.

– А соляная пинская еврейская мафия все ж существовала или это вымысел?

– Соляная мафия в Пинске существовала в XIX веке. В предместье Каролин жил Шауль Рабинович, который собрал вокруг себя людей, сумевших захватить водный путь от Калининграда до Пинска. Соль тогда доставляли по воде, в портах ее выгружали, и она таинственным образом оказывалась не на государственных складах, а на тех, что принадлежали мафиози, которые ее придерживали до тех пор, пока цена не взлетала и только потом пускали в продажу, тем самым неплохо наживаясь. Польский писатель, публицист, этнограф Юзеф Крашевский, оказавшись в Пинске, описал его так: «Это город, который похож на старого еврея-банкира, сидящего на мешке с солью…» Эта фраза служит косвенным подтверждением существования соляной мафии. К слову, брестский архитектор Алексей Павлючук создал макет скульптуры еврея на мешке с солью, которую намеревались установить в Пинске, но что-то пошло не так, и задумка не реализована.

– Но у города немало иных достопримечательностей, к примеру, Пинская Мадонна – работа кисти Альфреда Ромера, которая находится в храме Вознесения Девы Марии.

– В самом центре храма Вознесения Девы Марии находится большая икона: на голубом фоне в лучах света изображена Божия Матерь с младенцем. Ее написал известный в XIX веке художник Альфред Ромер. С этим образом связана легенда, и хоть неподтвержденная документально, но, кажется, очень реальная. Ромер, когда писал этот образ, взял в качестве модели местную девушку. Имя этой пинчанки неизвестно. Говорят, на картине изображена еврейка. Во-первых, потому что Дева Мария была еврейкой, а во-вторых, в Пинске была и есть большая еврейская община. Художнику не составило труда найти подходящий типаж. Пинская Мадонна необычна во всех отношениях, так как выполнена с отступлением от канонических правил. Во-первых, далеко не всегда мадонну изображали во весь рост, а в данном случае девушка выписана от головы до ног. Во-вторых, что очень странно, у нее развеваются волосы, хотя согласно канонам, подобное не допускается: волос либо вообще не должно быть видно, либо они гладко зачесаны, а тут разметались по плечам. Может, потому наша Мадонна так привлекательна? Увидеть ее ценителям искусства просто необходимо.

Полесская экзотика

– Полагаю, нельзя обойти вниманием и музей Белорусского Полесья, где можно увидеть такие экспонаты, что и именитые музеи позавидуют. Чего стоит одна только скандинавская вилка, возраст которой датируют 8-9 веками.

– Музей действительно интересен и масштабен. Он был создан еще «за польским часом» в 1926 году группой энтузиастов. Не раз менял место нахождения, в здание иезуитского коллегиума переехал в 60-х годах прошлого столетия. К сожалению, во время войны был разграблен – немцы увезли все ценное. Тем не менее, 2 тысячи экспонатов представлены нашему взору и среди них деревянный велосипед, изготовленный полесским крестьянином Василием Ильючиком из деревни Богдановка в 1931 году.  Среди наиболее интересных экспонатов – печать вислая церковная XI века, она прикреплялась к государственным или церковным документам и принадлежала киевскому князю Изяславу. Ее нашли в 1961 году во время строительства многоэтажного дома. Сразу было трудно понять, что это. Слабо очерченные изображения на печати расшифровали сотрудники Эрмитажа.

В музее представлен и деревянный велосипед, изготовленный полесским крестьянином Василием Ильючиком из деревни Богдановка в 1931 году

Отдельно стоит сказать о коллекции живописи. Бывший научный сотрудник музея Владимир Боровиков в 1960-х годах задумал создать в городе картинную галерею. Ездил в Москву, обивал пороги Министерства культуры СССР и добился, чтобы музею выдели картины, хранящиеся в запасниках известных музеев. Так в Пинск попали работы Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Василия Перова, Юделя Пэна – учителя Марка Шагала и других известных художников. Надеюсь, убедила вас приехать, чтобы полюбоваться прекрасным древним Пинском.

Галина СТРОЦКАЯ

Фото из архива героини и с портала planetabelarus.by

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости