«Выступали в самых отдаленных белорусских глубинках, в детских домах, тюрьмах». Чем живет единственный в Заводском районе столичный театр?
Портал 1prof.by побывал на репетиции новой постановки и поговорил с ведущими актерами Нового драматического театра о развитии искусства и театральном этикете.
Стать лучшим из десятка театров-студий
Новый драматический театр – единственный театр, расположенный в густонаселенном Заводском районе столицы. Он ведет свою историю от негосударственного театра-студии «Дзе-Я?», созданного в 1987 году. Благодаря своей активной творческой деятельности и профессионализму в 1992 году коллектив под руководством своего основателя и художественного руководителя Николая Трухана удостоился статуса городского театра: единственный из нескольких десятков театров-студий, существовавших в то время в республике.
– В 2022 году театру исполнится 30 лет. Это дата официальная, именно в 1992-м мы получили статус государственного. В то время в Минске наблюдался активный подъем студийного движения, существовало около 20 театров-студий – небольших творческих коллективов, независимых от государства и действующих по принципу самоокупаемости. Мы сами зарабатывали деньги: играли, создавали декорации, шили костюмы, планировали и организовывали гастрольную деятельность. Тогда многие артисты уходили из гостеатров и хотели создать что-то новое. У людей была душевная потребность открывать театр психологический, театр абсурда и т.д., – вспоминает актриса Людмила Баталова, награжденная медалью Франциска Скорины.
Изначально театр ставил акцент на культурных традициях: языке, истории и обычаях белорусского народа. Основное место в постановках занимали произведения национальных авторов, в частности, драматурга Франтишка Алехновича. Коллектив много ездил по Беларуси. Театр показывал свои спектакли в чернобыльской зоне, артисты неоднократно выступали с благотворительными акциями в детских домах, больницах, домах престарелых.
– Хотелось найти ответы на вопросы «где мы, что мы, что с нами будет и куда идти». Хотелось знать место белоруса в этом мире. Начинали мы с больших спектаклей на белорусском языке. Такой была, к примеру, постановка «Роспач» по повести Короткевича. Театр был интеллектуальный. В Минске нас больше знали театралы, а вообще свое творчество показывали в России, Украине, Польше, Румынии, Шотландии и других странах, – отмечает наша собеседница.
Вначале пути труппу будущего Нового драматического театра собирали из актеров со всей Беларуси и не только.
– Николай Трухан набрал тех людей, которых понимал сам и которые понимали его. В итоге у нас собралась отличная команда! Получается, что мы создали театр в прямом смысле из ничего. Выступали в самых отдаленных белорусских глубинках, в детских домах, тюрьмах. Были случаи, когда спектакль в 2 акта играли за 20 минут. Приспосабливались к любым условиям, но всегда старались максимально показать все, на что способны. И везде нас прекрасно принимали зрители. Это было замечательное время. Декорации придумывали и ездили с ними по миру. Я, например, всегда с улыбкой вспоминаю, как во время гастролей мне однажды доверили метровый деревянный крест. Он в мешке путешествовал со мной повсюду, – вспоминает о ярком театральном опыте ведущий мастер сцены Валерий Агаян.
После ухода из жизни Николая Трухана, в театре долгое время не было режиссера. Творческие личности приходили, ставили какую-либо пьесу, после чего появлялись новые лица. Сейчас уже достаточно долгое время главным режиссером является Сергей Куликовский.
С 2009 года Новый драматический театр работает в обновленном после генеральной реконструкции здании, которое оборудовано в соответствии с требованиями современности.
– Где мы только не арендовали сцены для репетиций и выступлений. И в библиотеках, и в ЖЭСах, в Доме пионеров, Доме литераторов и т.д. И когда у нас появилось свое «гнездышко» – были неимоверно счастливы. Мы тряслись над театром и лелеяли его. Раз в месяц артисты обязательно устраивали субботник. Сейчас молодежь приходит и принимает здание как данность. Наверное, это правильно, так и должно быть. Но для нас это было неимоверно ценным. Помню, как в одном из спектаклей была сцена, где я лежала на кровати. На меня с еще неотремонтированной крыши падал снег. И все равно я была абсолютно счастлива, – делится героиня материала.
Благодарный белорусский зритель
Белорусский зритель, по словам Людмилы Баталовой, это самый святой зритель.
– Если ты работаешь искренне, он принимает все. Например, россияне всегда ждут, чтобы их удивляли. Будто молча задают вопрос: а ну-ка, покажите, на что способны. Белорусы в этом плане более тонко все чувствуют. Я всегда говорю актерам: не нужно быстро выходить, кланяться и уходить. Нет. Во время спектакля мы отдаем энергию, а в конце должны получить ее в ответ. Вместе с тем белорусский зритель не глупый, поэтому благодарность наших соотечественников получить не просто. Халтура здесь не пройдет, – рассказывает актриса с богатейшим опытом работы.
Людмила Баталова отмечает, что столичный уровень игры отличается от уровня махровой провинции не по территориальному принципу, а качеством игры.
– Ты можешь выступать с одним спектаклем по 20 и 40 раз. Но высокий уровень любой постановки можно отметить в том случае, когда артист выходит и играет, как в последний раз. Вне зависимости от настроения, от того, нравится картина или нет, хочется работать или этого желания нету. На протяжении 30 лет я выхожу на сцену и показываю все, на что способна.
Безусловно, актерскую профессию легкой не назовешь. По мнению Людмилы Баталовой, в первую очередь, это связано с психологическими тратами. Вместе с тем, когда артисты получают отдачу, понимают, что путь пройден не зря.
Когда чувствуешь, что умрешь без театра
Нынешний главный режиссер Нового драматического театра Сергей Куликовский при выборе пьесы всегда ориентируется на сюжетную линию произведения и стремится донести до зрителей свои мысли. Наша собеседница такой подход поддерживает.
– Никогда нельзя идти на поводу у зрителя. Он, например, может хотеть смотреть одни комедии. Наоборот, зрителя следует развивать. Раньше мы вообще были чисто интеллектуальным театром, во всем искали символ, в картинах встречались тройные подтексты. Сейчас стараемся идти в ногу со временем, но о высших ценностях не забываем, – делится собеседница.
Скоро в репертуаре театра появится комедия «Кукла-Фикус-Магазин» по пьесе Ярославы Пулинович. Режиссером выступит молодой, но уже весьма известный актер Артем Пинчук, у которого есть опыт постановки спектаклей. Премьера намечена на апрель. Обозревателю портала 1prof.by удалось оценить отрывки новой театральной картины. Профессионализм Артема Пинчука виден невооруженным глазом.
К слову, репетиции в театре проходят на сцене в стандартном формате. Соблюдать рекомендации по дистанцированию и ношению масок актерам не просто, ведь они должны постоянно взаимодействовать друг с другом. Если говорить в целом, то из-за пандемии 2020 год, как и для любой другой сферы, был сложным. С апреля по август труппа почти не работала. За сентябрь восстановили спектакли и подготовили премьеру. Сезон открыли в октябре.
Важность театрального этикета
Люди идут в театр по зову души: получить ответы на волнующие вопросы, узнать, чем живет современное искусство, или просто отвлечься от проблем и расслабиться.
Еще несколько десятилетий назад поход в театр был особым ритуалом. Барышни неделями ломали голову над тем, какое платье надеть, какой выбрать веер, украшения, кому подарить свой «случайный» и волнующий взгляд. Сегодня театральный этикет значительно упрощен. Его основное правило – хорошие манеры, вежливость, уважение к актерам и зрителям.
– Я выросла в Перми и помню то время, когда в театр ходили в туфельках, мехах и с изящными сумочками. Тогда в джинсах в такое место никто бы не пошел. Сейчас все изменилось, и я лично к этому спокойно отношусь. Самое главное, чтобы зрители во время спектакля не жевали и не разговаривали. Телефон, к сожалению, это отдельная тема. Могу сказать одно: иногда мобильные телефоны настолько мешают и отвлекают, что спектакль может потерять свою жемчужину. Например, когда теплую сцену актеры играют и в этот момент сливаются с залом. Вдруг чей-то звонок. Это не только актеров, но и многих зрителей потрясает, – говорит о наболевшем героиня материала.
Во время спектакля актеры не могут рассмотреть зрителей в зале. Однако они понимают, много их или мало, чувствуют их дыхание.
– Я жизнь отдала этому театру. И когда люди начинают говорить о материальной стороне профессии, я всегда отвечаю: согласна, труд не самый прибыльный, но я, например, умру без театра, – делится сокровенным Людмила Баталова.
Она считает, что в профессии не бывает случайных людей. Как, собственно, нельзя истинного актера отговорить поступать в театральный институт.
– Хороший человек – это не профессия. Я на своем жизненном пути видела столько подлецов, которые прекрасно играли на сцене. И за это им прощаешь все. Безусловно, на первом месте в театральной сфере стоит профессионализм. Много видела и талантливых людей, которые пропадали. Раньше думала чуть иначе, но теперь убеждена: только когда труд и талант соединяются воедино, получается нечто важное и достойное.
По словам актрисы, каждый последующий спектакль не похож на предыдущий. Здесь многое зависит от настроения артистов, от зрителей. Ведь актеры, как губки, впитывают энергетику зала. Чтобы им дать свой посыл, они должны что-то получить взамен.
После спектакля зрители нередко преподносят цветы, конфеты и другие маленькие подарки актерам в знак признательности и уважения к их таланту. Но главная награда для артистов – благодарные улыбки, аплодисменты и хорошее настроение. Ими уже более 20 лет и живут Людмила Баталова и Валерий Агаян.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Валерия КАРТУЛЯ