А что в Швейцарии? Последний референдум прошел сразу по четырем вопросам
Год в Швейцарии начался с референдума по четырем важным для страны вопросам: о поддержке СМИ за счет средств бюджета, о проведении опытов на животных, о рекламе табака и о налогах на бизнес.
Народ проголосовал по двум уже принятым законам и двум народным законодательным инициативам, сообщает портал Swiss info.
Конкуренция должна быть на равных
Наиболее актуальным считался вопрос о поддержке швейцарских масс-медиа в условиях неравной конкуренции с глобальными цифровыми гигантами – Facebook, Google и им подобными. Швейцарское правительство планировало поддержать СМИ не только при помощи косвенных финансовых мер, как это было раньше, но и прямыми инвестициями. В год предполагалось дополнительно выделять газетам, порталам, региональным радио- и телеканалам около 150 млн франков (более 142 млн евро). Однако против государственного финансирования СМИ выступили 54,6% избирателей, за проголосовали только 45,4% швейцарцев.
Этика или гигантская отрасль экономики?
По второму вопросу швейцарцы выступили решительно против запрета проводить опыты на животных. По результатам референдума за запрет высказался 21% избирателей: по их мнению, такая практика «непростительна», она не нужна и неверна с этической точки зрения.
Но 79% избирателей не поддержали запрет, поскольку это могло оказать огромное влияние на медицинские исследования и одну из основных отраслей экономики страны – фармацевтический сектор.
Что делать, если курит каждый четвертый житель?
В Швейцарии, где по данным 2020 года проживают 8,6 млн человек, курят около 2 млн – практически каждый четвертый. Курит много молодежи в возрасте от 15 до 19 лет – около 100 тыс. человек. Среди стран, предпринимающих меры по профилактике табакокурения, Швейцария – на одном из последних мест.
На референдуме 13 февраля 2022 года швейцарские избиратели должны были ответить на вопрос о том, хотят ли они защитить молодых людей от негативных последствий потребления табака, и если да, то как. Швейцарцы решили, что табачные законы должны быть более жесткими, запрет рекламы табака в среде детей и молодежи поддержали 56,6% избирателей.
Бизнесу придется обходиться без подарков
На референдуме граждане также проголосовали по поводу отмены так называемого «эмиссионного налога». Этот налог прежде всего важен для крупных компаний финансового сектора, его приходится платить в том случае, если например, компания увеличивает собственный капитал, продавая свои же акции на рынке. Сбор в настоящее время составляет 1% от приобретенного свежего капитала и взимается только с сумм, превышающих 1 млн франков. По оценкам швейцарского правительства, в 2020 году эмиссионный налог пришлось уплатить около 2 300 компаниям. За год такой сбор приносит около 250 млн швейцарских франков (около 237 млн евро).
Хотя многие высказывались о том, что отмена такого налога улучшит деловую атмосферу в стране, однако 62,7% избирателей высказались против «налоговых подарков» крупному бизнесу.
Сергей КИРИК
Фото с сайта pixabay