Городские скульптуры Минска. Проверьте, со всеми ли у вас есть фото
Есть города, которые как и люди, непринужденно элегантны, с особой атмосферой, которая делает их притягательными.
Минск – именно такой город. Здесь можно найти много достопримечательностей и городская жанровая скульптура стала одной из них.
Жанровая скульптура – это современное направление в сфере городской уличной скульптуры. Отличительная черта ее – бытовой характер, комедийность, а иногда и чудаковатость композиции. Жанровые памятники приобрели большую популярность в 1990-е годы в Европе. Но в Минске городская уличная скульптура появилась гораздо раньше. Первой современной городской скульптурой стала «Батлейка», установленная в 1981 году в сквере у Музыкального театра, автором которой был скульптор Леонид Зильбер.
Через год, в 1982-м, на нынешнем проспекте Победителей, были установлены четыре скульптурные композиции «Времена года». Весну, лето, осень и зиму символизируют традиционные белорусские народные праздники «Гуканне вясны», «Купалле», «Дажынкі» и «Каляды». Их создали скульпторы Валентин Занкович, Леонид Давиденко, Юрий Поляков и Александр Шатерник. Идея украсить проспект скульптурными композициями принадлежала Александру Шатернику, который и создал «Гуканне вясны».
В середине 1980-х в тихом месте Троицкого предместья появилась «Девочка с совой». Создал эту милую бронзовую статую Леонид Зильбер. Юная прелестница стоит на широком листе цветущего папоротника, возле которого уютно примостилась небольшая ящерица. Сова – символ мудрости, простирает крыло над головой девочки, оберегая ее от невзгод.
Новые образцы городской уличной скульптуры появилась в 1998 году в Михайловском сквере. Именно тогда бронзовая «Незнакомка» изящно присела на скамейку оставив немного места для кого-то неизвестного. Это была работа скульптора Владимира Жбанова. В тот год сквер буквально преобразился, сотни мужчин и женщин фотографировались с «Незнакомкой».
На следующий год в этом же сквере, рядом с троллейбусной остановкой, появился «Прикуривающий», тоже созданный Жбановым. У этой несерьезной фигуры с ироничным взглядом фотографировались сотни людей, специально приходили посмотреть, «прикурить».
Затем появилась «Девочка с зонтом», тоже работы Владимира Жбанова. Худенькая босоногая, с зонтиком, который никак не сможет защитить ее ни от дождя, ни от снега, она напоминала об уязвимости и хрупкости детей. Эта «девочка» пострадала и от рук людей, и от убиравшего снег трактора.
Жанровые скульптуры обычно посвящаются узнаваемым персонам или каким-то интересным и забавным историческим событиям.
«Дама с собачкой и фотограф» Владимира Жбанова появились возле Комаровского рынка в 2001 году. Сам скульптор говорил, что приступая к работе он думал о юной девушке XIX столетия, которая немного побаивается выйти в люди, а собачка, как бы «защищает» ее. Образ чеховской героини пришел к мастеру позже. Бронзовая собачка не смогла защитить свою хозяйку от вандалов пытавшихся вырвать у дамы зонтик, его приваривали не раз.
Как противоположность изящной даме у входа в здание Комаровского рынка в 2002 году была установлена дородная «Торговка семечками». Добрая тетушка не только продает свой товар, но и не против покормить воробьев с ладони. Автор этого символа главного рынка города скульптор Олег Куприянов.
В сентябре 2005 года неподалеку от кинотеатра «Октябрь» была установлена бронзовая скульптура «Почтальон». Создали ее скульпторы Владимир Жбанов и Евгений Колчев. Это был подарок городу популярного издания «Из рук в руки». В форменной фуражке и с сумкой через плечо почтальон остановил велосипед, чтобы посмотреть газету «Из рук в руки». В его сумке можно увидеть газеты «Вечерний Минск» и «Минский курьер».
Еще одну скульптуру Владимира Жбанова можно увидеть напротив городской ратуши. С 2007 года здесь стоит «Экипаж губернатора Захария Корнеева» – первого губернатора Минска. Этот экипаж притягивает к себе гостей города и редко бывает свободным.
В 2014 году в историческом месте Минска появилось несколько замечательных скульптур. Одна из них «Городские весы» скульптора Александра Прохорова. Эта работа напоминает о присвоении Минску Магдебургского права – самоуправления. В этом месте были торговые ряды и городские весы, чтобы каждый человек мог проверить вес товара.
Рядом с восстановленным зданием ратуши стоит фигура войта (главы магистрата), работы скульптора Сергея Оганова. Войт стоит на каменной мостовой держа в одной руке ключ от города, а в другой – королевскую грамоту, подтверждающую право города на самоуправление. Перед ним простирается карта Минска XVI века.
Современная городская скульптура без пафоса и монументальности, она не стремиться поучать. В отличие от памятников, она не требует архитектурно-пространственного решения. Избавленная в большинстве случаев от пьедестала, она просто ждёт своего зрителя.
Сергей КИРИК
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА