Наверх

Городские скульптуры Минска. Проверьте, со всеми ли у вас есть фото

02 сентября 2022

Есть города, которые как и люди, непринужденно элегантны, с особой атмосферой, которая делает их притягательными.
Минск – именно такой город. Здесь можно найти много достопримечательностей и городская жанровая скульптура стала одной из них.

Жанровая скульптура – это современное направление в сфере городской уличной скульптуры. Отличительная черта ее – бытовой характер, комедийность, а иногда и чудаковатость композиции. Жанровые памятники приобрели большую популярность в 1990-е годы в Европе. Но в Минске городская уличная скульптура появилась гораздо раньше. Первой современной городской скульптурой стала «Батлейка», установленная в 1981 году в сквере у Музыкального театра, автором которой был скульптор Леонид Зильбер.

Через год, в 1982-м, на нынешнем проспекте Победителей, были установлены четыре скульптурные композиции «Времена года».  Весну, лето, осень и зиму символизируют традиционные белорусские народные праздники «Гуканне вясны», «Купалле», «Дажынкі» и «Каляды». Их создали скульпторы Валентин Занкович, Леонид Давиденко, Юрий Поляков и Александр Шатерник. Идея украсить проспект скульптурными композициями принадлежала Александру Шатернику, который и создал «Гуканне вясны».

В середине 1980-х в тихом месте Троицкого предместья появилась «Девочка с совой». Создал эту милую бронзовую статую Леонид Зильбер. Юная прелестница стоит на широком листе цветущего папоротника, возле которого уютно примостилась небольшая ящерица. Сова – символ мудрости, простирает крыло над головой девочки, оберегая ее от невзгод.

Новые образцы городской уличной скульптуры появилась в 1998 году в Михайловском сквере. Именно тогда бронзовая «Незнакомка» изящно присела на скамейку оставив немного места для кого-то неизвестного. Это была работа скульптора Владимира Жбанова. В тот год сквер буквально преобразился, сотни мужчин и женщин фотографировались с «Незнакомкой».

На следующий год в этом же сквере, рядом с троллейбусной остановкой, появился «Прикуривающий», тоже созданный Жбановым. У этой несерьезной фигуры с ироничным взглядом фотографировались сотни людей, специально приходили посмотреть, «прикурить».

Затем появилась «Девочка с зонтом», тоже работы Владимира Жбанова. Худенькая босоногая, с зонтиком, который никак не сможет защитить ее ни от дождя, ни от снега, она напоминала об уязвимости и хрупкости детей. Эта «девочка» пострадала и от рук людей, и от убиравшего снег трактора.

Жанровые скульптуры обычно посвящаются узнаваемым персонам или каким-то интересным и забавным историческим событиям.

«Дама с собачкой и фотограф» Владимира Жбанова появились возле Комаровского рынка в 2001 году. Сам скульптор говорил, что приступая к работе он думал о юной девушке XIX столетия, которая немного побаивается выйти в люди, а собачка, как бы «защищает» ее. Образ чеховской героини пришел к мастеру позже. Бронзовая собачка не смогла защитить свою хозяйку от вандалов пытавшихся вырвать у дамы зонтик, его приваривали не раз.

Как противоположность изящной даме у входа в здание Комаровского рынка в 2002 году была установлена дородная «Торговка семечками». Добрая тетушка не только продает свой товар, но и не против покормить воробьев с ладони. Автор этого символа главного рынка города скульптор Олег Куприянов.

В сентябре 2005 года неподалеку от кинотеатра «Октябрь» была установлена бронзовая скульптура «Почтальон». Создали ее скульпторы Владимир Жбанов и Евгений Колчев. Это был подарок городу популярного издания «Из рук в руки». В форменной фуражке и с сумкой через плечо почтальон остановил велосипед, чтобы посмотреть газету «Из рук в руки». В его сумке можно увидеть газеты «Вечерний Минск» и «Минский курьер».

Еще одну скульптуру Владимира Жбанова можно увидеть напротив городской ратуши. С 2007 года здесь стоит «Экипаж губернатора Захария Корнеева» – первого губернатора Минска. Этот экипаж притягивает к себе гостей города и редко бывает свободным.

В 2014 году в историческом месте Минска появилось несколько замечательных скульптур. Одна из них «Городские весы» скульптора Александра Прохорова. Эта работа напоминает о присвоении Минску Магдебургского права – самоуправления. В этом месте были торговые ряды и городские весы, чтобы каждый человек мог проверить вес товара.

Рядом с восстановленным зданием ратуши стоит фигура войта (главы магистрата), работы скульптора Сергея Оганова. Войт стоит на каменной мостовой держа в одной руке ключ от города, а в другой – королевскую грамоту, подтверждающую право города на самоуправление. Перед ним простирается карта Минска XVI века.

Современная городская скульптура без пафоса и монументальности, она не стремиться поучать. В отличие от памятников, она не требует архитектурно-пространственного решения. Избавленная в большинстве случаев от пьедестала, она просто ждёт своего зрителя.

Сергей КИРИК

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 мая 2024 17 мая 2024 16 мая 2024
Все новости