Наверх

Николай Вахонин: «Разговоры о том, что мелиорация стала пагубной для белорусских земель, не обоснованы»

02 июня 2017

Всенародное дело

В первое воскресенье июня в Беларуси отмечают профессиональный праздник – День мелиоратора. В этом году его празднуют 4 июня.

«Мелиорация – дело всенародное!» Этот лозунг был очень популярным в 60-70 годы прошлого века, когда государство поставило цель – улучшить качество почвы и добиться большей урожайности. И профессия мелиоратора сразу стала востребованной и почетной. Заболоченные земли осушались быстрыми темпами, хозяйства рапортовали о невиданных урожаях… Почему же спустя десятилетия мелиорация превратилась в пугало и стала мишенью нападок для экологов? Об истории и современном состоянии мелиорированных земель корреспондент 1prof.by поговорил с директором Института мелиорации НАН Беларуси Николаем Вахониным.

От расцвета до заката

«Есть разные виды мелиоративных работ: гидромелиорация, агролесомелиорация, а также культуртехническая и химическая мелиорации. Беларусь находится в гумидной зоне – это зона избыточного увлажнения. Суммарные осадки в нашей стране в среднемноголетнем разрезе превышали испарения. Вода скапливалась, образовывались болота и переувлажненные земли. На таких почвах вырастить многие сельскохозяйственные культуры невозможно, поэтому гидромелиорация и стала основополагающим направлением в Беларуси», – рассказывает Николай Вахонин.

Осушение белорусских болот началось в 1965 году. Для многих людей, которые жили в их окружении, мелиорация стала спасением. Во-первых, уменьшилось количество случаев заболевания туберкулезом, исчезла болотная болезнь – малярия. Во-вторых, в этих местах начали строить дороги, школы, детские сады, а значит, появились рабочие места и улучшились условия жизни. Кроме того, поначалу на осушенных территориях собирали большие урожаи. Однако через какое-то время земля стала приходить в негодность.

«Разговоры о том, что мелиорация стала пагубной для белорусских земель, не обоснованы. Проблема не в ней, а в неэффективном использовании: на осушенных территориях надо сеять многолетние травы и только 15-20% отдавать под зерновые. Хозяйства же гнались за показателями и игнорировали рекомендации ученых», – уверен Николай Вахонин.

После развала Советского Союза финансирование мелиорации прекратилось, средств на реконструкцию мелиоративных систем почти не было. Это привело к вторичному заболачиванию полностью выработанных торфяников и деградировавших земель.

Вернуть и сохранить

Исправлять ситуацию начали в конце 1990-х и первым делом возобновили финансирование модернизации существующих сетей. С 2000-го по 2015 годы реализованы три государственные программы по мелиорации земель: очищены тысячи километров каналов, на 140 тыс. гектаров проведены агромелиоративные работы. За последние 5 лет в сельхозоборот возвращено 228,6 тыс. гектаров земель.

«В Беларуси 3,4 млн гектаров осушенных земель, из них 2,9 млн занимают сельхозугодья. В мелиоративный комплекс входит 158 тыс. километров каналов и водоприемников, почти миллион километров дренажа, 81 тыс. шлюзов, более 1000 прудов и водохранилищ. А также 499 насосных станций, 4,7 тыс. километров защитных дамб и 3100 мостов. Это огромное хозяйство, и оно требует постоянного обслуживания, реконструкции и восстановления», – говорит Николай Вахонин.

На сегодняшний день идет разработка Государственной программы «Сохранение и использование мелиорированных земель на 2016—2020 годы», которая предусматривает реконструкцию мелиоративных систем, завершение ранее начатого строительства на 36 тыс. гектаров и их эффективное использование.

Наука + мелиорация = экономия

Сегодня в Институте мелиорации работают более 100 человек. Разработки ученых способны существенно уменьшить расходы на обслуживание мелиоративного комплекса.

Например, раньше всю систему дренажа требовалось регулярно чистить. Теперь такой необходимости нет – ученые разработали прибор для ее диагностики. Он напоминает медицинский зонд и позволяет находить загрязненные участки, чтобы провести чистку точечно. Кроме того, вместо старых тяжеловесных железобетонных колодцев в институте разработали новые – полимерные, использование которых позволяет существенно экономить. 

«В своей работе мы используем новейшие технологии. Мониторинг мелиорационных систем Беларуси проводим с помощью спутника. Все 3,4 млн гектаров земель есть на карте, что дает возможность получать и хранить разнообразные данные об их состоянии, о содержании определенных веществ в почве и т.д.», – рассказывает директор Института мелиорации.

Кром того, институт 40 лет ведет непрерывные наблюдения за состоянием осушенных и немелиорированных земель на собственных опытных объектах.

«Полученные данные сравниваются и позволяют понять, что происходит с уровнем грунтовых и напорных вод, какова величина осадков и стоков, какой тепловой режим и урожайность на тех и других территориях. Кроме того, на их основании специалисты делают объективные заключения об изменениях в природе и необходимом вмешательстве во благо человека», – добавил Николай Вахонин.

Агрономические разработки ученых также находят практическое применение. Например, в филиале института Витебской опытно-зональной станции отработана технология производства семян суперэлиты трав, которые высевают на мелиорированных землях. Ежегодно производится 20-25 тонн семян, включая клевер всех видов и влаголюбивые злаки.

Если говорить о проблемах отрасли, то главная – это недостаток финансирования ремонтно-эксплуатационных работ. В результате не всегда обеспечивается водно-воздушный баланс мелиорированных земель.

«Работы предстоит много, важно просчитывать рациональность каждого вложения. А задача ученых и мелиораторов одна – улучшать земли и эффективно их использовать», – подытожил Николай Вахонин.

Виктория ЯКИМОВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
2 мая 2024 1 мая 2024 30 апреля 2024 29 апреля 2024
Все новости