Стиль жизни

«Советское – значит отличное!» История первого автомобиля, произведенного в СССР

1 октября 1960 года свет увидел первый советский автомобиль для массового потребителя – ЗАЗ-965 «Запорожец». Событие произошло в Запорожье на заводе «Коммунар», где до этого выпускали комбайны.

Производство «Запорожца» наладили за полтора года. Прототипом стал популярный в Европе итальянский «Фиат-600». Хотя сам «Запорожец» получился симпатичным и выглядел не хуже, чем «Фиат-600», «Ситроен 2CV» или «Фольксваген Жук», однако за непривычную форму кузова автомобиль в народе ему дали обидное прозвище «горбатый».

«Запорожец»  полностью соответствовал лозунгу: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения».

Машина могла разогнаться до 80 км/ч, благодаря двигателю в 23 лошадиные силы, установленному сзади. Такое расположение мотора часто встречалось в европейских моделях, как и двери, открывающиеся навстречу движению с угловыми форточками. В автомобиле было тесно и заявленные четыре человека там помещались с большим трудом. Интерьер минималистичный – почти везде голый металл, но панель приборов сделана со вкусом. Раздельные регулируемые сиденья обиты приятной на ощупь тканью. В салоне были предусмотрены солнцезащитные козырьки, печка и радиоприемник.

Он был непритязательным, практичным, отремонтировать его можно было быстро и без особых трудностей. К примеру, лобовое стекло, в случае повреждения, заменялось задним. Владельцу для этого не надо было становиться мастером на все руки. Но в случае серьезной поломки, приходилось обращаться на станции, которых на весь Советский Союз было всего три десятка. К тому же запчасти были в дефиците.

В начале 60-х «Запорожец» в СССР стоил примерно 1800 рублей, что составляло около 20 средних зарплат. Накопить на него можно за полтора-два года. Это был первый автомобиль, который мог приобрести советский человек.

Машина пользовалась популярностью не только в Советском Союзе. Несколько партий ЗАЗ-965 было произведено с правым рулем, вероятно для Индии, с которой СССР связывали дружеские отношения.

Всего выпустили более 322 тыс. единиц всех модификаций «Запорожцев»

Недорогая и практичная малолитражка, в экспортном варианте под названием «Ялта», продавалась в Бельгии, ГДР, Финляндии и в других странах. Кузов у «Ялты» часто окрашивали в два цвета, на машине устанавливали наружные зеркала и дополнительные молдинги. Салон укомплектовывали радиоприемником и пепельницей.

Сейчас очень редко можно увидеть тот самый первый «Запорожец», тем более на дороге. Чаще всего они живут только в гаражах энтузиастов, искренне любящих эту машину.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников