Наверх

Что должны знать ученики белорусских школ о государственной символике

13 мая 2023

В Министерстве образования отмечают: в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является идеологическая составляющая. Она направленна на формирование у ребят знаний основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей и убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.

Напомним: Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 апреля 2023 года подписал Указ № 105, которым корректируется Указ от 26 марта 1998 года № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь». Название государственного праздника теперь звучит так – «День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь – второе воскресенье мая». Как указано на сайте Президента, новое название позволит отдать дань уважения всем трем государственным символам Беларуси.

Этой теме огромное внимание уделяет Министерство образования страны. В ведомстве отмечают, что важнейшим показателем гражданско-патриотических качеств личности наряду с другими является знание символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения. Педагоги на уроках объясняют ребятам, что в системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест и является воплощением национальной идеи белорусского государства.

– Национальные символы – это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства. Герб, флаг и гимн государства – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан, – говорится на сайте Министерства образования.

Государственный флаг

– Цвета Государственного флага – красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса – имеют исторические и национальные корни. Цвета можно расшифровать следующим образом: белый (серебро) – чистота, непорочность, радость; красный – право, сила, мужество, любовь, храбрость; зеленый – свобода, радость, надежда, здоровье. В христианской символике белый цвет символизирует жизнь, божественность; красный – любовь Бога, огонь веры, кровь Христа; зеленый – юность, жизнь, возрождение, справедливость, – поясняют специалисты Министерства образования.

Граждане могут вывешивать Государственный флаг как внутри, так и снаружи помещений во время народных, трудовых, семейных праздников и в другие памятные дни. При этом обязательным условием является соблюдение уважения к Государственному флагу как символу государства.

Государственный герб

В основу современного Государственного геральдического символа Беларуси был положен герб, существовавший до осени 1991 года, который, в соответствии с новыми политическими реалиями, претерпел некоторые изменения. Герб отражает лучшие качества и черты национального характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему. Элементы герба хорошо продуманы, несут глубокую смысловую нагрузку и тесно взаимосвязаны между собой.

В отличие от Государственного флага Государственный герб имеет более официальное значение, поэтому не предусматривается возможность его свободного использования гражданами. В частности, запрещается его размещение на визитных карточках лиц, не являющихся государственными служащими.

Государственный гимн

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз. Государственный гимн имеет своих авторов – музыку к нему написал белорусский композитор Нестер Соколовский, а слова – белорусские поэты Михась Климкович и Владимир Каризна.

Использование государственной символики на уроках

Представители Министерства образования констатируют: использование государственной символики на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях позволяет постепенно и поэтапно приобщать детей и учащуюся молодежь к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует формированию активной гражданской позиции.

– Педагогическая работа с государственной символикой основывается, прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в образовании детей и молодежи. К примеру, у младших школьников представления о государственных символах Республики Беларусь начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.  Целесообразно создание условий для выражения детьми собственной эмоционально-нравственной оценки явлений общественной жизни. Учителя начальных классов могут использовать большой потенциал уроков белорусского языка и литературы, курса «Мая Радзіма – Беларусь», различных внеклассных мероприятий, – поясняют в ведомстве.

В начальной школе организуется коллективное прослушивание гимна  Республики Беларусь. Его предваряет беседа педагога о гимне как одном из важнейших государственных символов, истории его создания. С помощью взрослых дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Учитель объясняет, что гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Педагог предлагает детям прослушать гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.

Изученные на уроках элементы символики становятся в дальнейшем объектом бесед, используются при проведении внешкольных мероприятий, досуга. В младших классах целесообразно проводить конкурсы рисунков по темам, связанным с государственными символами Республики Беларусь, историей их появления. Аналогичную работу следует проводить с детьми при участии родителей.

Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.

Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
14 декабря 2024 13 декабря 2024 12 декабря 2024 11 декабря 2024 10 декабря 2024
Все новости