Наверх

Как городская скульптура определяет уровень культуры общества и где в Беларуси можно получить профессию «скульптор»

08 марта 2023

О развитии скульптурного облика в Минске и регионах во время пресс-конференции в Доме прессы рассказали мэтры архитектуры страны.

В течение многих веков талантливые мастера создают скульптурные произведения, воплощая в работах свои эстетические идеалы и фантазии. Искусство ваяния отражает прекрасное в действительности, формирует сознание людей, вкус и представления о прекрасном. Скульптура встречается всюду в повседневной жизни. Наш взгляд привлекают монументальные статуи великих деятелей и защитников страны, рельефы, украшающие архитектуру, садово-парковые скульптуры и т.д. По мнению ученых, у произведений скульптуры есть прямая осязательная сила убеждения. Большую роль искусство скульптуры играет и в воспитательном процессе. Педагогами и психологами доказано: то, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. В процессе восприятия у детей формируется эстетическое и нравственное чувство, вкус, уважение к искусству, расширяется кругозор.

Председатель секции скульптуры Белорусского союза художников Иван Артимович на пресс-конференции в Доме прессы подчеркнул, что скульптура, которая выходит в архитектурную, природную среду, – это показатель уровня культуры общества.

– В последние 10 лет мы провели серию ярких выставочных проектов. Скульптура – это общественное искусство, поэтому оно должно выходить в общественную среду, не замыкаться на пространстве творческих мастерских, каких-то частных галерей и небольших выставочных залов. Наши проекты постоянно возвращаются к вопросу о диалоге художника, властей, города и архитекторов, – отметил Иван Артимович.

Многие представляют скульптуру исключительно в виде памятников, однако сегодня на первый план выходят авторские работы с особенным взглядом.

– Зрители могут лицезреть авторские работы с их своеобразным подходом и кругом тем и идей, которые конкретный создатель может сегодня предложить обществу. Не хотелось бы, чтобы улицы белорусских городов, в том числе столицы, были выхолощенным, пустым пространством. Минск – это большой город, это Левиафан, который может проглотить практически любой скульптурный объем. Поэтому нам очень важно успевать за этим развитием, за расширением города, чтобы наши объекты, наши предложения своевременно попадали в среду и создавали культурный код, наполняли пространство определенным содержанием, – высказал мнение скульптор.

Первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович отметила, что белорусы могут наслаждаться работами разных поколений художников – от известных мэтров и заслуженных деятелей (Владимир Слободчиков, Александр Финский, Геннадий Буралкин, Иван Миско) до скульпторов среднего поколения и студенческой молодежи.

– Хотелось бы, чтобы эта связь поколений никаким образом не прерывалась. Наши скульпторы сегодня – это очень активные художники, работы которых можно увидеть в городском пространстве. В частности, в метро появляется все больше интересных архитектурных объектов, в парках столичных и региональных, на городских площадях. Несмотря на то, что каждый белорусский город (особенно столица) уже очень красив и насыщен различными объектами, мы все понимаем сегодня, что предложений может быть еще больше. Минск развивается, в нем строятся новые кварталы. Часто застройщики предлагают конкурсы, чтобы в новых кварталах появлялись яркие скульптурные объекты, – поделилась Наталья Шарангович.

Первый заместитель председателя Белорусского союза архитекторов Вадим Дражин рассказал, что ОО «БСА» объединяет архитекторов всей страны. И главная цель общества сегодня – создание гармоничной среды, в которой будет комфортно и интересно белорусам и иностранцам.

– Среди перечня всех объектов наиболее важными для нас являются здания общественные и общественные пространства. Именно в них жители и гости страны находятся много времени. Именно здесь они получают те или иные услуги, общаются. Оттуда они черпают для себя уровень культуры и гармонию сочетающих видов искусств. Столичное пространство обладает наиболее важной ценностью, поскольку задает определенный уровень для всей страны. Творцы четко должны осознавать, что среда имеет качество. Архитекторы работают в среде и ею же управляют. Мы готовим молодые кадры, чтобы они включились в наши идеи и продолжали их нести на протяжении всего времени, – считает Вадим Дражин.

Участники пресс-конференции в Доме прессы сошлись во мнении, что из всех видов искусства в наибольшей степени с городской средой взаимодействует именно скульптура.

– Век монументалистов, витражей и мозаики остался где-то в Советском союзе. Вместе с тем в современной независимой Беларуси скульптуры остаются на высоком уровне, заданном нашими предшественниками. А кто-то даже эту высокую плану перешагнул. Все больше появляется авторских работ, авторского видения тех или иных событий. Скульптуры сегодня взаимодействуют с представителям власти. Все работы принимаются на высоком уровне и согласовываются на всех этапах создания – от эскизов до воплощения. Даже появление мемориальной доски является результатом серьезно проделанной работы – не только творческий, но и документной, – уточнил первый заместитель председателя Белорусского союза архитекторов Вадим Дражин.

Где скульпторы получают образование

На пресс-конференции член секции скульптуры Белорусского союза художников Константин Костюченко рассказал, какие учебные заведения занимаются подготовкой молодых специалистов.

– Этим у нас в республике занимается несколько учреждений образования. Гимназия-колледж искусств имени И.О. Ахремчика готовит художников, скульптуров и музыкантов. В колледже преподают профессионалы, которые не только работают как педагоги, но и являются действующими скульпторами. После преподавания они идут в мастерские и трудятся над своими творческими проектами. Конечно, им есть чем поделиться и чему научить студентов, – проинформировал Константин Костюченко.

Второе учреждение, где получают профильное образование ребята – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова. После подготовки в двух вышеупомянутых колледжах, как правило, ребята поступают в Белорусскую государственную академию искусств, где обучение длится по специальности «скульптура» 6 лет.

– После такой достаточно серьезной подготовки ребята выходят в свет. Тем не менее большинство их них не ждут окончания всего курса обучения. Еще учась в колледжах, они принимают активное участие в художественных выставках, акциях, конференциях. Нам, более взрослым скульптурам,  интересно смотреть за молодежью, за ходами и идеями ребят, – подытожил член секции скульптуры Белорусского союза художников.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
18 мая 2024 17 мая 2024 16 мая 2024
Все новости